Андрей Талевлин: бор могут начать рубить уже завтра


Рубрика: СМИ о нас

Андрей Александрович ТалевлинНа этой неделе прошли общественные слушания по новым объектам дорожного строительства в Челябинске. Интересно, что первоначально среди них был и проект скандальной дороги вдоль Шершневского водохранилища. Однако позже он исчез из списка. Выступивший на слушаниях начальник управления дорожным хозяйством Челябинска А. Шабалин заявил, что автомагистраль все же заложена в программу строительства до 2015 года.

Чиновник сказал, что в ближайшие два месяца "окончательная картина будет ясна", а сегодня обсуждается "до пяти вариантов проекта". В минувший понедельник вышло распоряжение сити-менеджера С. Давыдова о разработке документации по злополучной дороге.

Ранее областной суд отклонил жалобы председателя общественного фонда "За природу" Андрея ТАЛЕВЛИНА на изменение границ Челябинского городского бора депутатами Законодательного собрания Челябинской области. Эколог подал апелляцию, и окончательное решение по этому делу вынесет Верховный суд. Однако А. Талевлин полагает, что рубка сосен на окраине городского бора может начаться в любое время…

Впрочем, городской бор в Челябинске – далеко не единственная точка напряжения.

Нас уважали за это в мире

Андрей Александрович, создается впечатление, что для наших чиновников статус особо охраняемых природных территорий это какое-то недоразумение…

- Особо охраняемые природные территории (ООПТ), к числу которых относится и Челябинский городской бор, по определению имеют особый правовой режим. Изменение их границ происходит в исключительных случаях. В экологическом праве подразумевается, что ООПТ создается раз и навсегда. Какие бы ни возникали цели, изначально главная цель одна: сохранить этот памятник природы. Кстати, во всем мире очень ценилось, что в Советском Союзе было самое большое количество ООПТ. Это рассматривалось как цивилизационное достижение. Нас уважали за это примерно так же, как за полет Гагарина.

У нас в стране до случая с Челябинским бором никогда не менялись границы ООПТ с изъятием территории. Исключение – Сочи, где возводятся Олимпийские объекты. И то там был специально издан для этого федеральный закон. А у нас что? Вот построили мост и дорогу от него по левому берегу реки Миасс. На тот момент здесь была территория городского бора. А потом, задним числом вывели эту землю из ООПТ. Столь пренебрежительное отношение к самой идее ООПТ просто недопустимо! Как будто мебель переставляют в квартире.

А суд?

- Суд вовсе игнорировал этот довод, не дав ему никакой оценки. Эту претензию мы отразили теперь в апелляционной жалобе.

Это важный довод, но в чем главная претензия к депутатам ЗСО?

- На каком основании они уменьшили территорию Челябинского городского бора?

Ваши оппоненты говорят, что отмена прежних границ была вынужденной, потому что ранее границы были установлены неточно и претензии были со стороны Росреестра…

- …что невозможно поставить объект на кадастровый учет, поэтому наши депутаты границы уточнили. Но почему это произошло с изъятием заодно и другой территории бора, занятой "объектами"? В том числе и вновь построенными. А кто сказал, что нужно выводить эти объекты за границы бора? Статус ООПТ защищает бор или объекты строительства? Интересно, что по данным Росреестра не совпадало 20 точек из нескольких сотен, а депутаты ЗСО изменили границы всего бора. И почему-то убрали охранную (буферную) зону памятника природы. Это развязывает руки для хозяйственной деятельности и предполагает дальнейшее наступление на бор.

Как же – "город растет"…

- Понятно, что город должен развиваться, но на чаше весов бор имеет больший вес, чем, скажем, транспортный узел на его территории. Челябинск должен развиваться в соответствии с какой-то логикой. А мы видим, что порой преследуются цели экономические, сиюминутные, часто в интересах небольшого круга лиц.

Решение депутатов ЗСО изменить границы бора – это наиболее легкий вариант, предполагающий хищническое отношение к своим же природным объектам. Это бомба замедленного действия. Все города растут, не только Челябинск. В столице Норвегии Осло вы идете из одной части города в другой через парк, где можно увидеть белые грибы. Не думаю, что этот город не развивается…

Наша позиция: бор надо оставить в покое. Его нужно беречь, ухаживать за ним, а не видеть в нем потенциальную стройплощадку.

"К пуговицам претензии есть?.."

Вы подавали две жалобы в суд – на отмену границ и на установление новых. Почему?

- Наше стремление рассмотреть эту проблему в комплексе суд отверг.

Ведь что произошло: сначала старые границы отменили, а новые приняли не сразу. Хотя это требуется по закону – не может ООПТ существовать без границ вовсе. Прошло несколько месяцев, в это время была подготовлена проектная документация на дорогу и ряд других объектов, и приняли новые границы. Очевидно, что это все одна история. Но судья Туркова решила иначе. В итоге сначала суд рассмотрел новые границы, потом – отмену старых границ. По обоим делам были вынесены решения в пользу ЗСО.

То есть смысл всего, что случилось с нашим бором, был заменен формальной оценкой действий юридического отдела ЗСО?

- Да. Суд проверил полномочия ЗСО изменить границы бора – они есть. А процедуру, форму, логику решения он даже не исследовал. Отказал и в проведении экологической экспертизы. Получилось как у Райкина: "К пуговицам претензии есть?.."

Сейчас мы обжаловали в апелляцию на установление новых границ. Будем обжаловать и решение суда, которое признало законным отмену прежних границ. Хочу подчеркнуть: сами суды – не самоцель. Наша цель ограничить резвость наших строителей.

Экологическая политика? Не слышал…

Как вы бы оценили экологическую политику областных властей? Она вообще есть?

- Политика, вероятно, есть, но она непоследовательна, ей не уделяется должного внимания. Нужна полноценная экологическая программа развития Челябинской области. Экологические ценности в нашем регионе должны ставиться выше. Пока же мы видим приоритет хозяйственно-экономических интересов. Любое производство встречается "на ура", без учета влияния на окружающую среду. Сейчас в Металлургическом районе Челябинска вообще ничего нельзя строить, фоновые значения по бензапирену, фенолу, диоксиду азота зашкаливают. А на "Мечеле" построили аглофабрику, цементное производство. Экономика с экологией всегда конфликтовали. Но есть принцип оптимального сочетания этих интересов. Он заложен в законе "Об охране окружающей среде".

А у нас ведь экологические проблемы не только в Челябинске…

- На прошлой неделе я был Карабаше вместе с уполномоченным по правам человека в России с В.П. Лукиным, нам показали производство. Без слез не взглянешь на эту "современную технологию". Карабашцы в январе-феврале снова задыхались. Газоочистка фактически не работала. То ли оборудование не приспособлено под действующую печь, то ли была аварийная ситуация. И никто ничего толком не знает. Там нет даже поста гидромета. Предприятие на контакт с городом идет неохотно.

А проблема Карабаша вообще разрешима?

- Все разрешимо. Надо закрыть медеплавильный завод, развивать машиностроение. Причем главную скрипку должно играть государство, а не частник, у него другое мышление. Такой план даже был разработан в 1984 году. Люди в Генплане СССР не только штаны протирали. Кстати, в 1990 году, когда еще не было сегодняшней ангажированности в политике и науке, ученые пришли к выводу, что на Южном Урале с учетом экологической составляющей неуместны ни ПО "Маяк", ни АЭС. А вместо них должен появиться инновационный (заметьте, это еще 1990 год!) эколого-инжернерный центр для разработки методик и технологий утилизации радиоактивных отходов. Как тогда подчеркивалось, и для страны и даже для мира это было бы уникальная и востребованная технология.

Главное – мониторинг

После выступлений губернатора на ЧЭМК поставили фильтр. Говорят, завод заплатил за это сумасшедшие деньги. Воздух в Челябинске стал чище?

- Пока не вижу существенного изменения экологической обстановки. В ноябре 2011 прошло заседание рабочей группы правительства области по ЧЭМК. В ходе него высказывались сомнения относительно тех цифр, которые выдает ЧЭМК по снижению выбросов. Да и инвестиции в оборудование – тема расплывчатая. Любое новое оборудование или технология априори будет более экологичными. Но можно ли говорить, что средства, на них затраченные, идут "на экологию"? Думаю, все же это разные вещи.

И каков же тогда критерий?

- Реальное снижение выбросов. И начинать нужно с создания нормальной системы мониторинга. Все недоумения прекратятся, когда мы будем ясно представлять картину загрязнения. Сколько и что вылетает из определенной трубы. Сколько долетает до жилых районов.

Такие системы где-то в России существуют?

- Екатеринбург уже ставит такую общегородскую систему мониторинга. Но полноценный проект есть только в Сочи. Там система установлена. Она современна, сертифицирована и действует онлайн. Любой человек, зайдя на сайт сочинского гидромета, может узнать информацию о состоянии окружающей среды в любое время дня и ночи по показаниям десятков счетчиков. Кстати, фонд "За природу" собирается установить один такой прибор к лету в центре Челябинска и вывести результаты мониторинга на сайт фонда.

Некоторое время назад сообщалось, что в Челябинске уже ведется онлайн-мониторинг на сайте предприятия "Горэкоцентр".

- Тут надо внести ясность. Во-первых, это не онлайн-мониторинг – информация отображается ретроспективно. А во-вторых, она предоставляется самими предприятиями-загрязнителями, поэтому остается вопрос объективности такой информации.

Наблюдение за состоянием атмосферного воздуха ведет и Челябинский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

- Да, у него есть восемь пунктов, что, кстати, меньше, чем в советское время. Оборудование морально и физически устарело. Пять дней в неделю в рабочее время специалисты снимают показания, а в остальное время предприятия никто не контролирует. Отсюда многочисленные жалобы населения на выбросы в выходные и праздничные дни.

Чем пахнет ваш автобус?

Может ли тема автотранспорта решаться с точки зрения экологического мышления? И насколько это неподъемная задача?

- Конечно, может! Нужно на федеральном уровне вводить экологический стандарт "Евро-4", а лучше "Евро-5". В Челябинске заниматься организацией движения. Развивать электротранспорт. В перспективе – метро. Пассажирские автобусы переводить на биотопливо.

На метан?

- Нет, на биоэтанол. Это солярка, сделанная на основе растительных веществ. Те, кто попадал в американские города, знают, что из выхлопных труб автобусов пахнет рапсовым маслом. Это значит, двигатель работает на биоэтаноле.

А разве можно в отдельно взятом регионе перевести пассажирский транспорт на биотопливо?

- Можно и довольно просто. Достаточно объявить тендер на закупку автобусов на биоэтаноле.

А где его брать?

- В Казахстане уже делают такое топливо. Что нам мешает? Производство простое. Покупается оборудование, сырье всегда есть – это отходы сельхозпереработки. Если завтра город объявит тендер на поставку биотоплива, в нужных объемах его будут производить в регионе уже через полгода! Это, кстати, и новые рабочие места. Экологическая экономика – это новый мировой тренд, в Европе ее объем составляет уже порядка 500 миллиардов евро в год.

Как вы относитесь к инициативе муниципалитета избавиться от троллейбусов в Челябинске?

- Не вижу аргументов, почему вдруг надо отказаться от троллейбусов.

Просто выходить и защищать

Андрей Александрович, что могут сделать для сохранения окружающей среды сами граждане?

- Здесь работает закон перехода количества в качества. Если наберется критическая масса, проблемы начнут решаться. А равнодушие и безразличие _ почва для того, чтобы никто ничего не делал. Участие людей должно как-то проявляться в реальных действиях. Писать запросы, выступать в СМИ, делать какие-то малые, но необходимые дела. Можно даже просто разговаривать со знакомыми и соседями, делиться экологическими новостями, просвещать друг друга, создавать общественное мнение.

А если бор начнут рубить?

- Тогда уже поздно жалобы писать. Если сосны срубят, назад их не приклеишь. Не хочу выглядеть каким-то смутьяном, но, увы, в наших условиях самый действенный способ – просто выходить и защищать деревья. Потому что они принадлежат тебе и твоим детям, а не чиновнику или бизнесмену.

Талевлин Андрей Александрович

Родился в 1973 г. в Чебаркуле. В 1999 году с отличием закончил юридический факультет Челябинского госуниверситета, кандидат юридических наук, преподаватель дисциплин экологического и земельного права ЧелГУ. Автор спецкурса "Правовое регулирование использование атомной энергии".

Неоднократно представлял экологические интересы населения в судебных органах (отмена решения о возведении ЛЭП по ул. Косарева, г. Челябинска, отмена постановления Губернатора Челябинской области об уменьшении водоохраной зоны реки Миасс и др). По его иску Верховный Суд РФ в 2002 г. признал недействительным Распоряжение Правительства РФ по ввозу отработавшего ядерного топлива с атомной станции "Пакш", Венгрия. Таким образом, был предотвращен ввоз 370 тонн венгерских радиоактивных отходов на территорию Челябинской области.

С 2008 года член контрольно-ревизионной комиссии РОДП "ЯБЛОКО", председатель Челябинского регионального отделения.

Айвар Валеев, MediaЗавод.ru

⇧ Наверх