Что будет с детьми?

Среда, 22 февраля 2012 г.
Рубрика: Публикации -> Новости
Метки: | | | |
Подписаться на комментарии по RSS

Что будет с детьми?В октябре прошлого года Фонд за Природу принимал японскую гостью, лектора университета госпожу Джюнко Абе, которая выступила на Международном рабочем совещании, и кроме того, дала несколько лекций в университетах Челябинска. Госпожа Абе живет на одном из небольших островов напротив Фукусимы и проводит гражданскую экспертизу того, что происходит в регионе после начала катастрофы на АЭС Фукусима Дайчи.

Мы продолжаем поддерживать связи с нашей коллегой, и сегодня мы получили от нее информацию о судебном процессе в Японии.

В июне 2011 года родители из 14 начальных и средних школ в городе Корияма (Koriyama), Фукусимской префектуры подали иск в окружной суд Корияма о перемещении школ и возможности получения школьного образования в зонах с более низким уровнем радиации. Тем не менее, 16 декабря 2011 года суд вынес постановление об отказе в иске. Родители и поддерживающее их население Японии, и мира, ставит под сомнение обоснованность отказа суда.

Теперь японские граждане проведут Международный трибунал в Токио (26 февраля) и в городе Корияма (17 марта), и приглашают к участию в Интернет-Жюри граждан планеты. Оргкомитет Международного трибунала также хотел бы пригласить зарубежные СМИ для освещения этого важного и беспрецедентного события, которое может повлиять на будущее детей Фукусимы.

В Оргкомитет Международного Трибунала пришло письмо поддержки от знаменитого лингвиста, профессора Массачусетского университета Ноама Хомского, который пишет: "Это большая честь для меня выразить личную поддержку иску об эвакуации детей Фукусимы. Не существует лучшего мерила нравственного здоровья общества, чем то, как оно относится к наиболее уязвимым группам населения. Нет более уязвимой группы, и более дорогой нам группы, чем дети, ставшие в условиях радиационного загрязнения жертвами недобросовестных действий. Для Японии, как и для всех нас, это экзамен на гуманизм, от которого нельзя уйти".

Книгу "Что будет с детьми?" мы публикуем в знак солидарности с детьми Фукусимы, с детьми Чернобыля, со всеми детьми, которых мы, как поколение родителей, поставили лицом к лицу с разрушающим действием радиации. Эта книга написана за несколько месяцев до Чернобыльской катастрофы и переведена на русский в 92 году при моей поддержке, но публикуется только сейчас.

Фукусима уже отвечает на вопрос, что происходит с детьми. Но там все еще сложнее. Радиация переходит в биологические цепочки – загрязнены продукты земледелия и морепродукты. А в школьные столовые закупают на рынках, и самые дешевые - это продукты выращенные и добытые в Фукусимской префектуре. Там в общественное сознание внедряется принцип "раздели страдание" - самурайский принцип жертвенности, и первыми в этом жертвоприношении "общественного сострадания" оказались дети… Ужас там не только экологический, но и социальный...

Я надеюсь, что тема – что будет с детьми в случае, если произойдет ядерная катастрофа – станет дискуссионной на нашем сайте. Она тем более актуальна, что одним из кандидатов в президенты России объявлено о наращивании числа ядерных боеголовок и ракет, об инициировании нового витка ядерной гонки, о возможном нанесении "превентивного" ядерного удара, и полной поддержке так называемого "ядерного ренессанса" с неконтролируемой перекачкой наших налогов в бездонную бочку ядерных рисков.

Н.И.Миронова



Автор ролика Alain de Halleux



ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

1 января 1986

Я счастливый отец. У меня двое вполне здо­ровых детей. Когда они были совсем маленьки­ми, я нянчился с ними по вечерам. Кормления, температура, грязные пелёнки и насморки. Прорезывание зубов. Ветрянка. Но больше всего мне запомнились плетеное кресло-качал­ка, накрытый подушкой телефон, ребенок, тихо посапывающий у меня на плече.

Потом я понял, что знаю теперь и то, что ма­тери уже знали на протяжении столетий – в мире нет ничего важнее, чем забота о ребёнке и вообще о детях.

В том же кресле у меня впервые возник этот не дающий мне покоя вопрос. Что я мог бы сде­лать для этих детей, если вдруг возникнет ядерная война? Где искать пищу, лекарства, а может быть, средства против боли? А если меня не будет рядом? Что тогда?

ЧТО ЖЕ БУДЕТ С ДЕТЬМИ? Вначале этот вопрос приводил меня в отчаяние. Мне каза­лось, я бессилен. Я пытался избавиться от него. Я не находил выхода.

Я видел этот вопрос на детской площадке. Он карабкался на забор. Вырывался с плачем из-за содранного колена. Он стоял за дверью моей квартиры. А ночью он вползал в мою по­стель и прочь прогонял сон.

Недели складывались в месяцы и я начал ду­мать, что этот вопрос преследует меня с какой-то целью. И я поделился им со своими друзья­ми. Тут я узнал, что и их мучает тот же вопрос.

Мы организовали группу. Мы обратились с этим вопросом к школе: ЧТО ЖЕ БУДЕТ С ДЕТЬМИ? Мы обратились к управлению гра­жданской обороны: ЧТО ЖЕ БУДЕТ С ДЕТЬМИ?

Официальные лица выразили озабоченность, но были не в состоянии ответить, как можно за­щитить детей. И скоро мы поняли, что единственная возможность гарантировать безо-пасность наших детей – сделать так, чтобы ядерная война никогда не могла возникнуть.

Что будет, если миллионы людей на всей планете спросят: Что будет с детьми? Если правительства, школы и другие организации должны будут открыто и честно ответить на этот вопрос? С вашей помощью мы можем найти ответ. И если поставим этот вопрос перед политическими деятелями, военными специалистами, врачами, учителями, перед са­мими собой, то в конце концов, мы найдём но­вую основу для того, чтобы защитить, а не раз­рушить жизнь на земле.

Мои дети уже подросли. Но я и сегодня ношу в кармане одну из их крошечных распашонок как символ, как напоминание, как маленькое знамя. Оно не дает остыть вопросу. Поднимите и вы этот вопрос. И я надеюсь, мы сможем из­менить положение, подняв наши маленькие знамёна.

Глен В.Хокс

Общественная организация Родители и Учителя за Социальную Ответственность

НАША ЦЕЛЬ

Нашей целью является поддержка действий, направленных на защиту детей от угрозы ядер­ной войны. Мы призываем взрослых во всех странах уделить особое внимание проблемам безопасности как отдельных стран, так и всего мира, осознать, что мы можем обеспечить луч­шую защиту молодому поколению.

Мы не отстаиваем каких-то особых предло­жений по контролю за вооружениями. Мы не предлагаем вам осуждать те или иные прави­тельства или общественно-политические систе­мы за существование этой чудовищной пробле­мы, стоящей перед нами.

Мы только просим вас руководствоваться од­ним простым вопросом: ЧТО ЖЕ БУДЕТ С ДЕТЬМИ? Мы просим вас подумать о некото­рых конкретных шагах, которые мы можем предпринять совместно.

ПЕРВАЯ ЗАПОВЕДЬ ПРИРОДЫ

Взрослые животные повсюду стараются обеспечить безопасность и здоровье своего потомства. У многих видов родители погибают, защищая своих детенышей. Если разрыть мура­вейник, всё муравьиное сообщество броса­ется спасать яйца. Защита будущих поколений – это первая заповедь природы..

Однако сегодня мы сталкиваемся с ужасаю­щими фактами. Мы строим эшафот для уничто­жения следующего поколения, а может быть и всех последующих поколений. Возможно, мы вовсе не стремимся к этому, но это именно то, что мы готовы сделать.

При современной технологии при взрыве од­ной бомбы за долю секунды может высвобо­диться больше энергии, чем во всех взрывах во всех войнах, имевших место в истории челове­чества. Соединённые Штаты и Советский Союз вместе обладают в настоящее время более 40.000 ядерных зарядов, готовых к действию в любой момент. В других странах имеется еще 1.000 или более ядерных зарядов. Эти цифры постоянно увеличиваются, наряду с абсурдным наращиванием химического и биологического оружия.

Хотя ядерное оружие угрожает всем, оно особенно опасно для детей, грудных младенцев и будущих жизней, зарождающихся во чреве матери. Радиация – разрушительный побочный продукт ядерной технологии – делает своё ги­бельное дело в растущих клетках детского ор­ганизма. Однако реальным фактом является то, что многие правительства не хотят признавать этих данных, а тем более предавать их гласно­сти.

Дети подвергаются опасности и с другой сто­роны. Огромные человеческие и материальные ресурсы отвлекаются на производство массы вооружений. Многие миллионы детей страдают от недостатка пищи, воды и медицинской помо­щи, в то время как миллиарды долларов тратят­ся на вооружения. Средства, затрачиваемые во всём мире, значительно превышают уровни, ко­торые реально необходимы для обороны и обес­печения безопасности.

Неужели мы не можем найти лучшего при­менения своим силам? Неужели мы менее за­ботливы, чем муравьи?

Мы стараемся предохранить детей от разных болезней. Мы предупреждаем их, чтобы внима­тельно переходили улицу. Мы заставляем их чистить зубы. Так почему же мы подвергаем наших детей опасности ядерного уничтожения?

НЕУЖЕЛИ, ЧЕМ БОЛЬШЕ ОРУЖИЯ, ТЕМ БЕЗОПАСНЕЕ?

На протяжении многих веков народы полага­ли, что накапливая самое разрушительное ору­жие, они обеспечивают свою безопасность. Им казалось, что чем больше оружия, тем больше их сила и безопасность.

Это так называемый принцип сдерживания, выражавшийся древнеримской пословицей: "Хочешь мира, готовься к войне".

Но действительно ли продолжающееся нара­щивание вооружений обеспечивает безопас­ность? Например, чувствуете вы себя в большей безопасности, когда наращиваются ядерные вооружения и увеличивается число стран, владеющих ядерным оружием?

Сегодня большая часть этих вооружений на­ходится у Соединенных Штатов, а также в Со­ветском Союзе. Меньшим количеством их обла­дают Франция, Великобритания, Китай и Ин­дия. Однако другие страны стараются "догнать" ядерные державы. Аргентина, Брази­лия, Израиль, Ирак, Ливия, Пакистан, Южная Африка, Южная Корея и Тайвань обла­дают техническими возможностями для созда­ния ядерного оружия. Может быть, некоторые из этих стран уже имеют его. И чем больше стран обладает ядерным оружием, тем менее безопасным становится мир.

И это не единственная проблема. Чем больше ядерного оружия находится в обраще­нии и чем шире распространяется технология его производства, тем больше вероятность того, что оно может оказаться в руках неконтролируе­мых правительствами террори­стических групп. Заряд, заложенный в багаж­ник автомобиля, может сравнять с землей це­лый город.

И наконец, с увеличением количества и при­цельной точности этого оружия возрастает воз­можность случайного возникновения войны.

Особую опасность представляет собой так называемое оружие первого удара. Эти ракеты обладают такой мощностью и точностью наве­дения, что могут поражать цели, удалённые на огромные расстояния. Ракеты наземного бази­рования, даже находящиеся в своих укреплённых шахтах глубоко под землёй, в на­стоящее время являются уязвимыми. Эти раке­ты могут быть уничтожены первым ударом, если не взлетят до попадания в них боеголовок, направленных другой стороной.

Чем можно предупредить такую опасность? Как в Соединенных Штатах, так и в Советском Союзе военными стратегами разработана поли­тика "ответного удара после оповещения". Это означает, что как только получен компьютер­ный сигнал о нападении, ответная сторона посылает свои ракеты. Таким путем страна, яв­ляющаяся объектом нападения, предотвращает уничтожение своих ракет на земле.

Но, как известно, компьютеры допускают ошибки. Только за последние несколько лет компьютерные системы предупреждения неод­нократно сигнализировали о вражеском напа­дении, хотя в действительности его не было. К счастью, еще оставалось несколько критиче­ских минут для того, чтобы проверить и устра­нить эти ошибки, и таким образом избежать приказа об "ответном" ударе.

"Совершенное" оружие в сочетании с поли­тикой ответного удара не оставляют времени для дополнительных проверок. Они приближа­ют мир к грани войны. Мы приближаемся к мо­менту, когда обычная ошибка компьютера мо­жет вызвать войну, которой никто не желает.

Возможно, политика сдерживания и сраба­тывала когда-то в прошлом. Но современное оружие сталкивает нас с совершенно новой степенью риска. Как долго мы будем цепляться за это опасное заблуждение, что большее коли­чество ядерных вооружений делает наше суще­ствование более безопасным?

Гонку вооружений можно сравнить с такой ситуацией, когда двое детей находятся в одном помеще­нии по колено в бензине. Оба стараются набрать по­больше спичек, полагая, что чем больше у них будет спичек, тем в большей безопасности они окажутся.

ХИРОСИМА И НАГАСАКИ – А КАК ЖЕ ДЕТИ?

Ядерное оружие уже дважды было использо­вано против людей: в Хиросиме 6 августа 1945 года и три дня спустя в Нагасаки. Хотя совре­менное оружие в 50-1200 раз мощнее, будет по­учительно снова вспомнить результаты тех пер­вых бомбардировок. Нас особенно интересует то, что случилось с детьми.

Непосредственным результатом было, разу­меется, мгновенное превращение в пепел мно­гих тысяч живых существ. Еще тысячи их по­гибли в последующие дни и недели. И, нако­нец, были те, кто выжил.

Специалистами были изучены как кратко­срочные, так и долговременные эффекты бом­бардировок Хиросимы и Нагасаки. И они утвер­ждают, что из тех, кто выжил, более всего по­страдали дети, пожилые люди, больные и инва­лиды. Короче говоря, те кто более всего нужда­ется в помощи со стороны семьи.

Но в то же время семьи перестали существо­вать. Кто-то умер. Кто-то пропал без вести. Не­которые от безнадёжности оставили друг друга и бродили вокруг как в страшном сне.

Газеты писали, что после бомбардировки де­ти-сироты писали на камнях, оставшихся от их домов: "Мама, где ты? Папа, где ты?"

Как мы уже говорили, радиация наносит наи­более серьёзные повреждения тем клеткам, ко­торые активно растут и размножаются. Она представляет особую опасность для потомства, еще находящегося в утробе матери. В Хироси­ме и Нагасаки у многих беременных женщин произошли выкидыши. У других родились дети с различными физическим и умственными недостатками. Многие дети, например, роди­лись с маленьким черепом и недоразвитым мозгом. Среди других дефектов можно назвать такие, как цирроз печени, деформация грудной клетки.

Дети заболевали также лейкемией и други­ми видами рака. Стронций-90, который часто называют "охотником за костями", был побоч­ным продуктом ядерных взрывов. Им было за­ражено молоко, которое пили дети. Так строн­ций прокладывал путь к костям детей, где на­капливался подобно кальцию. Спустя месяцы и годы у этих детей развилась лейкемия.

Частым также был рак щитовидной железы. Йод-131, другой побочный продукт взрыва, на­капливался в щитовидной железе. И снова дети оказались наиболее уязвимы.

Физические страдания и уродства сопрово­ждались рядом психических травм и заболева­ний. Эти нарушения продолжали сказываться на протяжении многих лет в виде хронической депрессии, пониженной жизнеспособности и тревожного состояния.

Список этих проблем можно продолжать и продолжать. Человеческие существа считаются "слабыми целями" в ядерной войне. Если это так, то самыми слабыми целями из всех яв­ляются дети.

Бомбы Хиросимы и Нагасаки едва ли можно сравнить с современными бомбами. Те, кто вы­жил после бомбардировок, получили помощь от внешнего мира. В следующей ядерной войне такой помощи не будет! Не будет никакого внешнего мира. Мгновенно погибшие дети, воз­можно, будут более счастливыми.

ЧТО ЕСЛИ...?

Что произойдёт, если ядерная война разра­зится в наше время? Рассмотрим вначале воз­можные последствия взрыва ядерного ору­жия мощностью в одну мегатонну.

Взрыв в одну мегатонну эквивалентен по силе 50 таким бомбам, какая была сброшена на Хиросиму, взорванным одновременно в одном месте. Представьте себе товарный состав, гру­жёный тринитротолуолом, вытянувшийся на расстояние в 320 километров или около 200 миль. Это и будет эквивалент разрушительной силы всего одной бомбы в одну мегатонну, не считая поражения от радиации.

Представьте, на ваше общество сброшена бомба в одну мегатонну. Первоначальная ослепляющая вспышка видна на расстоянии до 50 км (35 миль).

Во время последующего взрыва всё и все на расстоянии 200 метров (1/8 мили) от центра ис­паряется и исчезает в кратере глубиной в 20 этажей.

На расстоянии до 3 км (1,7 мили) от центра крупнейшие здания разрушатся из-за сильного давления. Предметы и тела станут снарядами, летящими на высокой скорости. Около 90% лю­дей в этом районе умрут мгновенно. Другие умрут вскоре от ожогов и лучевой болезни.

Далее (на расстоянии 5-8 км или 3-5 миль) большинство людей будет жить только для того, чтобы умереть позже от жестоких ожогов, неизлечимых ран и лучевой болезни. Многие оглохнут, их барабанные перепонки лопнут от высокого давления.

Возникнут неконтролируемые пожары, поглощающие кислород из подвалов и бомбо­убежищ. Люди, ищущие там убежище, задо-хнутся или сгорят.

В последующие недели и месяцы огромные облака с радиоактивными частицами, при­несённые преобладающими ветрами, упадут в виде осадков на запасы воды, поля, животных и людей. Появятся усиленные радиацией рвота, понос, внутреннее кровотечение и пониженная сопротивляемость инфекции. Смерть имеет много лиц.

Вот то, что мы можем ожидать только от взрыва единственной бомбы в одну мегатонну.

ЧТО ЖЕ БУДЕТ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ КРУПНОМАСШТАБНОЙ ЯДЕРНОЙ ВОЙ­НЫ?

При возникновении тотальной ядерной вой­ны тысячи бомб обрушатся на гражданские и военные объекты по всему северному полуша­рию. Невозможно даже представить себе, чем это обернется для людей. Сравнения с ката­строфами прошлого здесь совершенно бессмыс­ленны.

И опять мы должны осознать, что помощь из­вне будет невозможна. Системы транспорта, связи и энергоснабжения будут полностью раз­рушены. Не будет ни пищи, ни воды, ни элек­тричества. Телевидение, радио, телефон будут бесполезны.

Медицинская помощь тем, кто выживет, бу­дет недостаточная, либо её не будет совсем. Облегчить их страдания будет некому. Больни­цы, запасы антибиотиков и крови, наркотиче­ские средства для обезболивания – всё будет уничтожено, не говоря уже о самих врачах и медсёстрах, которые будут убиты или не смогут выполнять свои профессиональные обязанно­сти.

Некоторые создания, однако, выживут. Мно­жество насекомых и паразитов – переносчиков болезней устойчивы к радиации и будут процветать даже после ядерных взрывов. Крысы будут размножаться. Эпидемии будут распространяться благодаря наличию огром-ного количества трупов людей и животных, которые некому будет хоронить.

Ученые считают, что даже небольшое число ядерных взрывов (менее 10% имеющихся заря­дов) может привести к "ядерной зиме", когда облака радиоактивной пыли закроют солнце, что приведет к резкому падению температуры.

Если же, наконец, останутся те, кто пережи­вут и эту зиму, они столкнутся с необратимыми нарушениями окружающей среды. Озоновый слой атмосферы, например, может оказаться настолько нарушенным, что многие животные и растения погибнут, лишённые защиты от мощного ультрафиолетового излучения солнца. Птицы, пчёлы и другие жизненно важные зве­нья экологической цепи могут пропасть, что приведет к разрушению экосистемы, возможно, навсегда. Если это произойдёт, очень трудно представить, как будет продолжаться жизнь человечества.

НОВАЯ ФОРМА ТИРАНИИ

Даже если ядерное оружие никогда не будет использовано, сама гонка вооружений наносит ущерб нашему здоровью и безопасности. Огромные военные расходы – это "украденные средства", их можно было бы направить на луч­шее обеспечение будущего поколения оде­ждой, питанием и воспитанием. На военные цели в мире тратится ежегодно более 600 мил­лиардов долларов – более миллиона долларов в минуту.

От того, что всё большая часть ресурсов на­шей планеты тратится на вооружения, больше всего страдают беднейшие слои населения. А отчаявшиеся нередко прибегают к насилию. Таким образом, гонка вооружений – это не только угроза насилия в будущем, это постоян­ный источник насилия сегодня.

Не столь очевидны психологические послед­ствия гонки вооружений. Научные исследова­ния подтверждают то, что подсказывает нам здравый смысл: угроза смерти, которая может внезапно обрушиться с неба, увеличивает коли­чество нервных расстройств и психических за­болеваний.

Многих детей тревожит, смогут ли они стать взрослыми. Они начинают думать, что ядерное оружие навсегда и эта война неизбежна. Этим детям кажется, что мир обречён, а взрослые не способны что-либо изменить. Конечно, они ча­сто задаются вопросом: А пытаются ли взрос­лые что-то сделать?

Нам говорят, что ядерное оружие защищает нашу свободу и веру. На самом же деле, мы ви­дим, как это оружие разрушает именно те идеа­лы, которое оно, якобы, призвано защи­щать. Оно подрывает чувство человеческого до­стоинства. Оно отнимает надежду у наших де­тей.

Ядерное оружие представляет собой новую ужасную форму тирании. Каждый день мы про­живаем как заложники мрачной реальности: из-за какого-нибудь безумца или ошибки компьютера может погибнуть всё, что мы зна­ем и любим.

ПУТАННЫЕ СЛОВА, ИСКАЖЁННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Слова играют, хотя и незаметную, но важ­ную роль в продолжении гонки вооруже­ний. Ядерным бомбам дают трогательные име­на вроде "Малыш", "Миротворец", "Барсучонок" и "Честный Джон".

Правительства рассуждают о "ядерных щи­тах" и "ядерных зонтиках", как будто бы эти стратегии защитят нас от нападающих ракет. На самом деле не существует таких стратегий.

Одна из правительственных публикаций, на­писанная для детей, описывает ядерную войну так, будто бы эта война – одно из социальных неудобств. Текст заверяет нас:"Все будут рабо­тать вместе, чтобы помочь обществу вернуться к нормальной жизни."

Когда в посылке отправляют бомбу или за­хватывают заложников, чтобы получить выкуп, это называют терроризмом. Однако, когда пра­вительство угрожает миллионам людей ядер­ным убийством, это уже не называют террориз­мом... это называют стратегией.

Даже само выражение "гонка вооружений" вводит в заблуждение. Оно предполагает, что будто бы тот, у кого больше оружия, будет по­бедителем.

И если язык настолько искажён, значит ис­кажено и восприятие действительности. На-пример, выражение "допустимые потери" со­здаёт впечатление, будто речь идет о не­большом числе пострадавших, хотя на самом деле оно означает превращение миллионов лю­дей, а может быть и всей нашей цивилизации, в груду пепла. Так называемая "ограниченная" война в Европе может вызвать куда более ужас­ные разрушения, чем любая из войн в ис­тории человечества.

Во главе этого ряда обманных представлений стоят такие, как "оборона", "безопасность", "на­циональные интересы", хотя на самом деле не может быть и речи об обороне, уровень без­опасности снижается, а чьим интересам это служит, остается под большим вопросом.

Мы должны противостоять таким фальши­вым и запутанным представлениям и использо­вать слова, выражения и образы, которые отра­жают реальности массового уничтожения. Большую помощь в этом могут оказать медики. Врачи не станут относить тяжело обожжённых или облучённых людей к "допустимым поте­рям". Врачи понимают, что слова "победитель" или "выживший" и такие выражения как "вернуться к нормальной жизни" немного стоят в условиях тех бедствий и болезней, которые последуют за любым ядерным конфликтом.

Необходимо осознать всю важность языка, что не позволить убаюкивать себя утвер-ждения­ми о "приемлемом риске" ядерной войны.

Из множества слов, которые могут сделать более четкими наши представления и правиль­но направить наши действия, мы особенно ре­комендуем пять: ЧТО ЖЕ БУДЕТ С ДЕТЬМИ?

2 МИЛЛИАРДА ПРИЧИН ДЛЯ АКТИВ­НЫХ ДЕЙСТВИЙ

Нас кружит в бескрайнем море средств массового уничтожения – ядерных, биологиче­ских, химических и прочих. Проблемы нашего общества осложнены политическим и экономи­ческим неравенством, а также существующей в мире атмосферой страха и недоверия.

Представив себе, что может случиться с нами и нашими детьми, легко поддаться подав­ленности, раздражению и отчаянию. Легко прийти к заключению, что ничего нельзя изме­нить.

В одном из небольших городов дети подго­товили собственное заявление о проблеме разоружения. Они разослали 12 тысяч копий этого заявления другим детям с призывом отправлять письма политическим руководи­телям. В этом заявлении подчеркивается, что опасность производства ядерных бомб и ядерной войны с каждым днем становится все больше. Наши руководители принимают такие решения, которые затра-гивают нас, детей, больше, чем кого бы то ни было. Мы считаем, что единственный путь обеспече­ния безопасности всех людей, всех детей от ядерной катастрофы – это уничтожение Со­единенными Штатами и Советским Союзом тех производств и ядерного вооружения, что уже произведены.

Дети выразили твердую решимость жить как свободные люди, а не как заложники по­стоянной угрозы ядерного уничтожения.

И в этом таится огромная опасность, по­скольку, полагая, что ничего нельзя сделать, мы и не будем ничего делать, А если многие не будут ничего делать, то ядерная война окажется неизбежной.

Садако Сасаки была совсем маленькой, когда бомба обрушилась на её родной город Хиросиму. Через несколько лет у нее разви­лась лучевая болезнь – лейкемия.
Она боялась умереть, но никогда не теряла надежды. Кто-то сказал ей, что если она сде­лает тысячу бумажных журавликов, то бу­дет жить долго и счастливо. Садако умерла, успев свернуть 644 журавлика, но друзья про­должали делать их дальше. Они построили памятник, который каждый год посещают многие тысячи людей, Сегодня бумажный журавлик стал символом мира для тех, кто поклялся, что атомная бомба никогда не бу­дет использована снова.

Как нам преодолеть чувство беспомощности? Давайте вновь обратимся к нашему ВОПРОСУ как напоминанию нашей ответственности за судьбу следующих поколений. Дети верят, что мы защитим их. Мы не должны обмануть эту веру.

Но это еще не все. В ответ на нашу о них за­боту, дети отдают нам нечто большее. Самой природой дети наделены бескрайней надеждой на будущее. Мы это чувствуем уже с их первых шагов. Эта надежда – дар всем нам. Она источ­ник силы и мужества, которые необходимы нам для активных действий.

ЧТО МЫ МОЖЕМ СДЕЛАТЬ?

Люди отвечают по-разному на вопрос о судь­бе детей. Одни настаивают на производстве ещё большего количества бомб, как на единственном средстве защиты детей. Другие призывают строить бомбоубежища и запасать лекарства от боли.

Мы можем уважать людей, имеющих различ­ные взгляды. Но в то же время мы должны ре­шить для себя, какими будут наши собственные действия.

Следующие предложения отражают веру, что предотвращение ядерной войны – это луч­шая защита детей. Вы можете использовать эти идеи или подумать о других возможностях.

Но прежде всего требуется понять, что необ­ходимо прямо сейчас сделать первые шаги, пусть даже самые скромные. Потому что за-втра, на будущей неделе, на будущий год мо­жет быть уже слишком поздно.

Многие выдающиеся военные вожди при­звали к остановке и обратному движению гонки ядерного оружия. Они понимают, что такому виду оружия нет места в военной традиции, не поддерживают безразличное истребление невоенного населения.

Один из самых выдающихся стратегов заме­тил, что военные средства должны всегда слу­жить политическим целям. Давайте спросим также, какие политические цели достигаются оружием, от которого наиболее тяжело будут страдать дети?

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ. В объедине­нии сила. Приглашайте друзей и знакомых на еженедельные встречи – домой, в церкви, в кафе – для изучения идей, для обучения друг друга и для разработки плана действий. Мно­гие организации предоставят материалы для помощи гражданам на этом уровне. Пишите нам, если вам нужна дополнительная информа­ция.

РАБОТАЙТЕ СО ШКОЛАМИ. Передайте копии этой книги директору и членам школьно­го совета. Убедите их в необходимости проведе­ния курсов, разъясняющих публикации о вой­не, мире и конфликтных ситуациях. Старшие дети уже обеспокоены этим. Они будут силь­нее, если будут знать, что миллионы взрослых – особенно их собственные родители и учителя – предпринимают шаги, чтобы обеспечить буду­щее.

ПРИВЛЕКАЙТЕ СТУДЕНТОВ. Дети пишут письма детям в другие страны, чтобы достичь лучшего взаимопонимания среди народов. Сту­денты высшей школы и колледжа могут спро­сить преподавателей и администраторов, что сделано для обеспечения здоровья и безопас­ности студентов в случае ядерной войны. Когда взрослых заставят осознать недостатки этих планов, это часто заставляет их действовать.

ПОДДЕРЖИВАЙТЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОБМЕНЫ. Привлекайте организации для под­держки обменов студентами, учителями, арти­стами, музыкантами, работниками здравоохра­нения и другими людьми. Способствуя между­народному обмену, мы уменьшаем напряжён­ность, ведущую к войне.

ПОДДЕРЖИВАЙТЕ РЕШЕНИЕ КОНФЕ­РЕНЦИИ. Профессионалы ответственны за изучение вопроса, поднятого нами. В области здравоохранения, например, большое значение имеет защита детей от плохого обращения, за­медленного умственного развития детей и бо­лезней. Предотвращение ядерной войны – так­же огромная ответственность.

ЗАДАВАЙТЕ ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ. Спро­сите местную школу, больницу, гражданскую оборону, что было сделано для вашего обще­ства в случае ядерной войны – планы эвакуа­ции, обеспечение пищей и медицинской помо­щью. Ваши исследования могут дать направле­ния для последующих действий. Например, если обозначения убежища гражданской обо­роны неправильны, проследите, чтобы эти обозначения были изменены или убраны.

ИСПОЛЬЗУЙТЕ ВСЕ СРЕДСТВА. Газеты, радио, телевидение и произведения искусства могут предоставить широкую базу для диалога и понимания вопроса о детях. Все возможные средства включают в себя письма, изготовле­ние объявлений, проведение интервью на ули­цах и проведение дискуссий.

ВОЗДЕЙСТВУЙТЕ НА ЛЮДЕЙ В ПРАВИ­ТЕЛЬСТВЕ. Пишите письма, рассказывайте вашим руководителям, что вы думаете о их дей­ствиях. Голосуйте за тех, кто обещает работать за будущее детей во всем мире. Выводите из правительства тех, кто не придерживается этой формы справедливости,

ПОДДЕРЖИВАЙТЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ВОЗДЕЙСТВИЯ ЯДЕРНОЙ ВОЙНЫ. Каждый год правительства проводят исследования по различным проблемам. Про­сите, чтобы было проведено тщательное иссле­дование о том, что случится в местной началь­ной школе, если, когда...

РАССЫЛАЙТЕ БОЛЬШЕ КОПИЙ ЭТОЙ КНИГИ. Дайте их друзьям. Оставляйте их в библиотеках, в приемных врачей, больницах, школах, церквях. Пошлите экземпляры полити­ческим руководителям и военным. Помогите нам сделать эту книжку доступной для всех лю­дей на земле.

ЕСЛИ ПОЗВОЛЯЮТ ВАШИ ФИНАНСО­ВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ, ДЕЛАЙТЕ ВЗНО­СЫ. Мы нуждаемся в финансовой помощи для перевода и печати этой книги, для отправки её людям во всём мире. Другие группы и проекты также нуждаются в средствах. Сегодняшняя цена мала по сравнению с той, которую мы можем заплатить завтра.

ПРИСЫЛАЙТЕ СВОИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Присылайте свои комментарии, предложения и цитаты, соответствующие вопросам, поднятым в этой книге.

ПОДНИМИТЕ СВОИ МАЛЕНЬКИЕ ФЛАЖКИ. Найдите свой собственный путь, чтобы задать вопрос ЧТО ЖЕ БУДЕТ С ДЕТЬМИ? Напишите этот вопрос на плакате. Повесьте его на стену. Носите на пуговице. Прикрепите на детскую распашонку. Вспомни­те этот вопрос, увидев детей, играющих на пло­щадке. Найдите тот путь, который будет для вас наиболее приемлемым.

А ЧТО В БУДУЩЕМ?

Каждый из нас должен сам решить, как отве­тить на вопрос, касающийся детей. Когда при­ходится выбирать, всегда есть риск. Но можно быть уверенным в одном – дети больше учатся на наших поступках, чем на словах. От разгово­ров о мире и справедливости мало толку, если нет примера для подражания на деле.

Великие трагедии в человеческой истории редко были результатом явного, открытого дей­ствия зла. Такие трагедии происходят, когда миллионы людей хотят остаться в стороне от событий. Не будем забывать то, что случилось во время Второй мировой войны, когда добро­порядочные люди безучастно наблюдали, как угоняют миллионы их сограждан. Зло питается бездействием.

Тяжёлой драмой нашего времени является то, что развитие цивилизации может быть оста­новлено действиями нескольких безответствен­ных людей или даже из-за ошибки компьютера. Но ещё более важно то, что мы, люди, призва­ны действовать – создать основы для нового устройства мира.

Перед нами, живущими на пороге двадцать первого столетия, есть выбор: остаться в жи­вых, построив мосты мира, или погибнуть, укрывшись за стенами прошлого.

Это огромная задача. Но нам доверен такой источник силы, который много раз сильнее лю­бых орудий разрушения. Нам не нужны ни гром барабанов, ни рёв труб. Ни стяги, окра­шенные ненавистью. Только маленький фла­жок. Зажатый в маленьком кулачке. Подарок самой жизни.

И если нам удастся построить эти мосты, наши внуки расскажут своим внукам историю о маленьких флажках и о тех, кто стоял и махал ими.

Скачать книгу в формате PDF (156 kB): Скачать 0

Комментариев: 1
  1. так поют медные трубы, что впору задать себе и каждому другому - что будет с детьми, если случится ядерный удар?

⇧ Наверх