Что будет с детьми?
Среда, 22 февраля 2012 г.Рубрика: Публикации -> Новости
Метки: АЭС | декомиссия | плутоний | радиоактивное заражение | радиоактивные отходы
Подписаться на комментарии по RSS
В октябре прошлого года Фонд за Природу принимал японскую гостью, лектора университета госпожу Джюнко Абе, которая выступила на Международном рабочем совещании, и кроме того, дала несколько лекций в университетах Челябинска. Госпожа Абе живет на одном из небольших островов напротив Фукусимы и проводит гражданскую экспертизу того, что происходит в регионе после начала катастрофы на АЭС Фукусима Дайчи.
Мы продолжаем поддерживать связи с нашей коллегой, и сегодня мы получили от нее информацию о судебном процессе в Японии.
В июне 2011 года родители из 14 начальных и средних школ в городе Корияма (Koriyama), Фукусимской префектуры подали иск в окружной суд Корияма о перемещении школ и возможности получения школьного образования в зонах с более низким уровнем радиации. Тем не менее, 16 декабря 2011 года суд вынес постановление об отказе в иске. Родители и поддерживающее их население Японии, и мира, ставит под сомнение обоснованность отказа суда.
Теперь японские граждане проведут Международный трибунал в Токио (26 февраля) и в городе Корияма (17 марта), и приглашают к участию в Интернет-Жюри граждан планеты. Оргкомитет Международного трибунала также хотел бы пригласить зарубежные СМИ для освещения этого важного и беспрецедентного события, которое может повлиять на будущее детей Фукусимы.
В Оргкомитет Международного Трибунала пришло письмо поддержки от знаменитого лингвиста, профессора Массачусетского университета Ноама Хомского, который пишет: "Это большая честь для меня выразить личную поддержку иску об эвакуации детей Фукусимы. Не существует лучшего мерила нравственного здоровья общества, чем то, как оно относится к наиболее уязвимым группам населения. Нет более уязвимой группы, и более дорогой нам группы, чем дети, ставшие в условиях радиационного загрязнения жертвами недобросовестных действий. Для Японии, как и для всех нас, это экзамен на гуманизм, от которого нельзя уйти".
Книгу "Что будет с детьми?" мы публикуем в знак солидарности с детьми Фукусимы, с детьми Чернобыля, со всеми детьми, которых мы, как поколение родителей, поставили лицом к лицу с разрушающим действием радиации. Эта книга написана за несколько месяцев до Чернобыльской катастрофы и переведена на русский в 92 году при моей поддержке, но публикуется только сейчас.
Фукусима уже отвечает на вопрос, что происходит с детьми. Но там все еще сложнее. Радиация переходит в биологические цепочки – загрязнены продукты земледелия и морепродукты. А в школьные столовые закупают на рынках, и самые дешевые - это продукты выращенные и добытые в Фукусимской префектуре. Там в общественное сознание внедряется принцип "раздели страдание" - самурайский принцип жертвенности, и первыми в этом жертвоприношении "общественного сострадания" оказались дети… Ужас там не только экологический, но и социальный...
Я надеюсь, что тема – что будет с детьми в случае, если произойдет ядерная катастрофа – станет дискуссионной на нашем сайте. Она тем более актуальна, что одним из кандидатов в президенты России объявлено о наращивании числа ядерных боеголовок и ракет, об инициировании нового витка ядерной гонки, о возможном нанесении "превентивного" ядерного удара, и полной поддержке так называемого "ядерного ренессанса" с неконтролируемой перекачкой наших налогов в бездонную бочку ядерных рисков.
Н.И.Миронова
Автор ролика Alain de Halleux
1 января 1986
Я счастливый отец. У меня двое вполне здоровых детей. Когда они были совсем маленькими, я нянчился с ними по вечерам. Кормления, температура, грязные пелёнки и насморки. Прорезывание зубов. Ветрянка. Но больше всего мне запомнились плетеное кресло-качалка, накрытый подушкой телефон, ребенок, тихо посапывающий у меня на плече.
Потом я понял, что знаю теперь и то, что матери уже знали на протяжении столетий – в мире нет ничего важнее, чем забота о ребёнке и вообще о детях.
В том же кресле у меня впервые возник этот не дающий мне покоя вопрос. Что я мог бы сделать для этих детей, если вдруг возникнет ядерная война? Где искать пищу, лекарства, а может быть, средства против боли? А если меня не будет рядом? Что тогда?
ЧТО ЖЕ БУДЕТ С ДЕТЬМИ? Вначале этот вопрос приводил меня в отчаяние. Мне казалось, я бессилен. Я пытался избавиться от него. Я не находил выхода.
Я видел этот вопрос на детской площадке. Он карабкался на забор. Вырывался с плачем из-за содранного колена. Он стоял за дверью моей квартиры. А ночью он вползал в мою постель и прочь прогонял сон.
Недели складывались в месяцы и я начал думать, что этот вопрос преследует меня с какой-то целью. И я поделился им со своими друзьями. Тут я узнал, что и их мучает тот же вопрос.
Мы организовали группу. Мы обратились с этим вопросом к школе: ЧТО ЖЕ БУДЕТ С ДЕТЬМИ? Мы обратились к управлению гражданской обороны: ЧТО ЖЕ БУДЕТ С ДЕТЬМИ?
Официальные лица выразили озабоченность, но были не в состоянии ответить, как можно защитить детей. И скоро мы поняли, что единственная возможность гарантировать безо-пасность наших детей – сделать так, чтобы ядерная война никогда не могла возникнуть.
Что будет, если миллионы людей на всей планете спросят: Что будет с детьми? Если правительства, школы и другие организации должны будут открыто и честно ответить на этот вопрос? С вашей помощью мы можем найти ответ. И если поставим этот вопрос перед политическими деятелями, военными специалистами, врачами, учителями, перед самими собой, то в конце концов, мы найдём новую основу для того, чтобы защитить, а не разрушить жизнь на земле.
Мои дети уже подросли. Но я и сегодня ношу в кармане одну из их крошечных распашонок как символ, как напоминание, как маленькое знамя. Оно не дает остыть вопросу. Поднимите и вы этот вопрос. И я надеюсь, мы сможем изменить положение, подняв наши маленькие знамёна.
Глен В.Хокс
Общественная организация Родители и Учителя за Социальную Ответственность
НАША ЦЕЛЬ
Нашей целью является поддержка действий, направленных на защиту детей от угрозы ядерной войны. Мы призываем взрослых во всех странах уделить особое внимание проблемам безопасности как отдельных стран, так и всего мира, осознать, что мы можем обеспечить лучшую защиту молодому поколению.
Мы не отстаиваем каких-то особых предложений по контролю за вооружениями. Мы не предлагаем вам осуждать те или иные правительства или общественно-политические системы за существование этой чудовищной проблемы, стоящей перед нами.
Мы только просим вас руководствоваться одним простым вопросом: ЧТО ЖЕ БУДЕТ С ДЕТЬМИ? Мы просим вас подумать о некоторых конкретных шагах, которые мы можем предпринять совместно.
ПЕРВАЯ ЗАПОВЕДЬ ПРИРОДЫ
Взрослые животные повсюду стараются обеспечить безопасность и здоровье своего потомства. У многих видов родители погибают, защищая своих детенышей. Если разрыть муравейник, всё муравьиное сообщество бросается спасать яйца. Защита будущих поколений – это первая заповедь природы..
Однако сегодня мы сталкиваемся с ужасающими фактами. Мы строим эшафот для уничтожения следующего поколения, а может быть и всех последующих поколений. Возможно, мы вовсе не стремимся к этому, но это именно то, что мы готовы сделать.
При современной технологии при взрыве одной бомбы за долю секунды может высвободиться больше энергии, чем во всех взрывах во всех войнах, имевших место в истории человечества. Соединённые Штаты и Советский Союз вместе обладают в настоящее время более 40.000 ядерных зарядов, готовых к действию в любой момент. В других странах имеется еще 1.000 или более ядерных зарядов. Эти цифры постоянно увеличиваются, наряду с абсурдным наращиванием химического и биологического оружия.
Хотя ядерное оружие угрожает всем, оно особенно опасно для детей, грудных младенцев и будущих жизней, зарождающихся во чреве матери. Радиация – разрушительный побочный продукт ядерной технологии – делает своё гибельное дело в растущих клетках детского организма. Однако реальным фактом является то, что многие правительства не хотят признавать этих данных, а тем более предавать их гласности.
Дети подвергаются опасности и с другой стороны. Огромные человеческие и материальные ресурсы отвлекаются на производство массы вооружений. Многие миллионы детей страдают от недостатка пищи, воды и медицинской помощи, в то время как миллиарды долларов тратятся на вооружения. Средства, затрачиваемые во всём мире, значительно превышают уровни, которые реально необходимы для обороны и обеспечения безопасности.
Неужели мы не можем найти лучшего применения своим силам? Неужели мы менее заботливы, чем муравьи?
Мы стараемся предохранить детей от разных болезней. Мы предупреждаем их, чтобы внимательно переходили улицу. Мы заставляем их чистить зубы. Так почему же мы подвергаем наших детей опасности ядерного уничтожения?
НЕУЖЕЛИ, ЧЕМ БОЛЬШЕ ОРУЖИЯ, ТЕМ БЕЗОПАСНЕЕ?
На протяжении многих веков народы полагали, что накапливая самое разрушительное оружие, они обеспечивают свою безопасность. Им казалось, что чем больше оружия, тем больше их сила и безопасность.
Это так называемый принцип сдерживания, выражавшийся древнеримской пословицей: "Хочешь мира, готовься к войне".
Но действительно ли продолжающееся наращивание вооружений обеспечивает безопасность? Например, чувствуете вы себя в большей безопасности, когда наращиваются ядерные вооружения и увеличивается число стран, владеющих ядерным оружием?
Сегодня большая часть этих вооружений находится у Соединенных Штатов, а также в Советском Союзе. Меньшим количеством их обладают Франция, Великобритания, Китай и Индия. Однако другие страны стараются "догнать" ядерные державы. Аргентина, Бразилия, Израиль, Ирак, Ливия, Пакистан, Южная Африка, Южная Корея и Тайвань обладают техническими возможностями для создания ядерного оружия. Может быть, некоторые из этих стран уже имеют его. И чем больше стран обладает ядерным оружием, тем менее безопасным становится мир.
И это не единственная проблема. Чем больше ядерного оружия находится в обращении и чем шире распространяется технология его производства, тем больше вероятность того, что оно может оказаться в руках неконтролируемых правительствами террористических групп. Заряд, заложенный в багажник автомобиля, может сравнять с землей целый город.
И наконец, с увеличением количества и прицельной точности этого оружия возрастает возможность случайного возникновения войны.
Особую опасность представляет собой так называемое оружие первого удара. Эти ракеты обладают такой мощностью и точностью наведения, что могут поражать цели, удалённые на огромные расстояния. Ракеты наземного базирования, даже находящиеся в своих укреплённых шахтах глубоко под землёй, в настоящее время являются уязвимыми. Эти ракеты могут быть уничтожены первым ударом, если не взлетят до попадания в них боеголовок, направленных другой стороной.
Чем можно предупредить такую опасность? Как в Соединенных Штатах, так и в Советском Союзе военными стратегами разработана политика "ответного удара после оповещения". Это означает, что как только получен компьютерный сигнал о нападении, ответная сторона посылает свои ракеты. Таким путем страна, являющаяся объектом нападения, предотвращает уничтожение своих ракет на земле.
Но, как известно, компьютеры допускают ошибки. Только за последние несколько лет компьютерные системы предупреждения неоднократно сигнализировали о вражеском нападении, хотя в действительности его не было. К счастью, еще оставалось несколько критических минут для того, чтобы проверить и устранить эти ошибки, и таким образом избежать приказа об "ответном" ударе.
"Совершенное" оружие в сочетании с политикой ответного удара не оставляют времени для дополнительных проверок. Они приближают мир к грани войны. Мы приближаемся к моменту, когда обычная ошибка компьютера может вызвать войну, которой никто не желает.
Возможно, политика сдерживания и срабатывала когда-то в прошлом. Но современное оружие сталкивает нас с совершенно новой степенью риска. Как долго мы будем цепляться за это опасное заблуждение, что большее количество ядерных вооружений делает наше существование более безопасным?
Гонку вооружений можно сравнить с такой ситуацией, когда двое детей находятся в одном помещении по колено в бензине. Оба стараются набрать побольше спичек, полагая, что чем больше у них будет спичек, тем в большей безопасности они окажутся.
ХИРОСИМА И НАГАСАКИ – А КАК ЖЕ ДЕТИ?
Ядерное оружие уже дважды было использовано против людей: в Хиросиме 6 августа 1945 года и три дня спустя в Нагасаки. Хотя современное оружие в 50-1200 раз мощнее, будет поучительно снова вспомнить результаты тех первых бомбардировок. Нас особенно интересует то, что случилось с детьми.
Непосредственным результатом было, разумеется, мгновенное превращение в пепел многих тысяч живых существ. Еще тысячи их погибли в последующие дни и недели. И, наконец, были те, кто выжил.
Специалистами были изучены как краткосрочные, так и долговременные эффекты бомбардировок Хиросимы и Нагасаки. И они утверждают, что из тех, кто выжил, более всего пострадали дети, пожилые люди, больные и инвалиды. Короче говоря, те кто более всего нуждается в помощи со стороны семьи.
Но в то же время семьи перестали существовать. Кто-то умер. Кто-то пропал без вести. Некоторые от безнадёжности оставили друг друга и бродили вокруг как в страшном сне.
Газеты писали, что после бомбардировки дети-сироты писали на камнях, оставшихся от их домов: "Мама, где ты? Папа, где ты?"
Как мы уже говорили, радиация наносит наиболее серьёзные повреждения тем клеткам, которые активно растут и размножаются. Она представляет особую опасность для потомства, еще находящегося в утробе матери. В Хиросиме и Нагасаки у многих беременных женщин произошли выкидыши. У других родились дети с различными физическим и умственными недостатками. Многие дети, например, родились с маленьким черепом и недоразвитым мозгом. Среди других дефектов можно назвать такие, как цирроз печени, деформация грудной клетки.
Дети заболевали также лейкемией и другими видами рака. Стронций-90, который часто называют "охотником за костями", был побочным продуктом ядерных взрывов. Им было заражено молоко, которое пили дети. Так стронций прокладывал путь к костям детей, где накапливался подобно кальцию. Спустя месяцы и годы у этих детей развилась лейкемия.
Частым также был рак щитовидной железы. Йод-131, другой побочный продукт взрыва, накапливался в щитовидной железе. И снова дети оказались наиболее уязвимы.
Физические страдания и уродства сопровождались рядом психических травм и заболеваний. Эти нарушения продолжали сказываться на протяжении многих лет в виде хронической депрессии, пониженной жизнеспособности и тревожного состояния.
Список этих проблем можно продолжать и продолжать. Человеческие существа считаются "слабыми целями" в ядерной войне. Если это так, то самыми слабыми целями из всех являются дети.
Бомбы Хиросимы и Нагасаки едва ли можно сравнить с современными бомбами. Те, кто выжил после бомбардировок, получили помощь от внешнего мира. В следующей ядерной войне такой помощи не будет! Не будет никакого внешнего мира. Мгновенно погибшие дети, возможно, будут более счастливыми.
ЧТО ЕСЛИ...?
Что произойдёт, если ядерная война разразится в наше время? Рассмотрим вначале возможные последствия взрыва ядерного оружия мощностью в одну мегатонну.
Взрыв в одну мегатонну эквивалентен по силе 50 таким бомбам, какая была сброшена на Хиросиму, взорванным одновременно в одном месте. Представьте себе товарный состав, гружёный тринитротолуолом, вытянувшийся на расстояние в 320 километров или около 200 миль. Это и будет эквивалент разрушительной силы всего одной бомбы в одну мегатонну, не считая поражения от радиации.
Представьте, на ваше общество сброшена бомба в одну мегатонну. Первоначальная ослепляющая вспышка видна на расстоянии до 50 км (35 миль).
Во время последующего взрыва всё и все на расстоянии 200 метров (1/8 мили) от центра испаряется и исчезает в кратере глубиной в 20 этажей.
На расстоянии до 3 км (1,7 мили) от центра крупнейшие здания разрушатся из-за сильного давления. Предметы и тела станут снарядами, летящими на высокой скорости. Около 90% людей в этом районе умрут мгновенно. Другие умрут вскоре от ожогов и лучевой болезни.
Далее (на расстоянии 5-8 км или 3-5 миль) большинство людей будет жить только для того, чтобы умереть позже от жестоких ожогов, неизлечимых ран и лучевой болезни. Многие оглохнут, их барабанные перепонки лопнут от высокого давления.
Возникнут неконтролируемые пожары, поглощающие кислород из подвалов и бомбоубежищ. Люди, ищущие там убежище, задо-хнутся или сгорят.
В последующие недели и месяцы огромные облака с радиоактивными частицами, принесённые преобладающими ветрами, упадут в виде осадков на запасы воды, поля, животных и людей. Появятся усиленные радиацией рвота, понос, внутреннее кровотечение и пониженная сопротивляемость инфекции. Смерть имеет много лиц.
Вот то, что мы можем ожидать только от взрыва единственной бомбы в одну мегатонну.
ЧТО ЖЕ БУДЕТ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ КРУПНОМАСШТАБНОЙ ЯДЕРНОЙ ВОЙНЫ?
При возникновении тотальной ядерной войны тысячи бомб обрушатся на гражданские и военные объекты по всему северному полушарию. Невозможно даже представить себе, чем это обернется для людей. Сравнения с катастрофами прошлого здесь совершенно бессмысленны.
И опять мы должны осознать, что помощь извне будет невозможна. Системы транспорта, связи и энергоснабжения будут полностью разрушены. Не будет ни пищи, ни воды, ни электричества. Телевидение, радио, телефон будут бесполезны.
Медицинская помощь тем, кто выживет, будет недостаточная, либо её не будет совсем. Облегчить их страдания будет некому. Больницы, запасы антибиотиков и крови, наркотические средства для обезболивания – всё будет уничтожено, не говоря уже о самих врачах и медсёстрах, которые будут убиты или не смогут выполнять свои профессиональные обязанности.
Некоторые создания, однако, выживут. Множество насекомых и паразитов – переносчиков болезней устойчивы к радиации и будут процветать даже после ядерных взрывов. Крысы будут размножаться. Эпидемии будут распространяться благодаря наличию огром-ного количества трупов людей и животных, которые некому будет хоронить.
Ученые считают, что даже небольшое число ядерных взрывов (менее 10% имеющихся зарядов) может привести к "ядерной зиме", когда облака радиоактивной пыли закроют солнце, что приведет к резкому падению температуры.
Если же, наконец, останутся те, кто переживут и эту зиму, они столкнутся с необратимыми нарушениями окружающей среды. Озоновый слой атмосферы, например, может оказаться настолько нарушенным, что многие животные и растения погибнут, лишённые защиты от мощного ультрафиолетового излучения солнца. Птицы, пчёлы и другие жизненно важные звенья экологической цепи могут пропасть, что приведет к разрушению экосистемы, возможно, навсегда. Если это произойдёт, очень трудно представить, как будет продолжаться жизнь человечества.
НОВАЯ ФОРМА ТИРАНИИ
Даже если ядерное оружие никогда не будет использовано, сама гонка вооружений наносит ущерб нашему здоровью и безопасности. Огромные военные расходы – это "украденные средства", их можно было бы направить на лучшее обеспечение будущего поколения одеждой, питанием и воспитанием. На военные цели в мире тратится ежегодно более 600 миллиардов долларов – более миллиона долларов в минуту.
От того, что всё большая часть ресурсов нашей планеты тратится на вооружения, больше всего страдают беднейшие слои населения. А отчаявшиеся нередко прибегают к насилию. Таким образом, гонка вооружений – это не только угроза насилия в будущем, это постоянный источник насилия сегодня.
Не столь очевидны психологические последствия гонки вооружений. Научные исследования подтверждают то, что подсказывает нам здравый смысл: угроза смерти, которая может внезапно обрушиться с неба, увеличивает количество нервных расстройств и психических заболеваний.
Многих детей тревожит, смогут ли они стать взрослыми. Они начинают думать, что ядерное оружие навсегда и эта война неизбежна. Этим детям кажется, что мир обречён, а взрослые не способны что-либо изменить. Конечно, они часто задаются вопросом: А пытаются ли взрослые что-то сделать?
Нам говорят, что ядерное оружие защищает нашу свободу и веру. На самом же деле, мы видим, как это оружие разрушает именно те идеалы, которое оно, якобы, призвано защищать. Оно подрывает чувство человеческого достоинства. Оно отнимает надежду у наших детей.
Ядерное оружие представляет собой новую ужасную форму тирании. Каждый день мы проживаем как заложники мрачной реальности: из-за какого-нибудь безумца или ошибки компьютера может погибнуть всё, что мы знаем и любим.
ПУТАННЫЕ СЛОВА, ИСКАЖЁННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Слова играют, хотя и незаметную, но важную роль в продолжении гонки вооружений. Ядерным бомбам дают трогательные имена вроде "Малыш", "Миротворец", "Барсучонок" и "Честный Джон".
Правительства рассуждают о "ядерных щитах" и "ядерных зонтиках", как будто бы эти стратегии защитят нас от нападающих ракет. На самом деле не существует таких стратегий.
Одна из правительственных публикаций, написанная для детей, описывает ядерную войну так, будто бы эта война – одно из социальных неудобств. Текст заверяет нас:"Все будут работать вместе, чтобы помочь обществу вернуться к нормальной жизни."
Когда в посылке отправляют бомбу или захватывают заложников, чтобы получить выкуп, это называют терроризмом. Однако, когда правительство угрожает миллионам людей ядерным убийством, это уже не называют терроризмом... это называют стратегией.
Даже само выражение "гонка вооружений" вводит в заблуждение. Оно предполагает, что будто бы тот, у кого больше оружия, будет победителем.
И если язык настолько искажён, значит искажено и восприятие действительности. На-пример, выражение "допустимые потери" создаёт впечатление, будто речь идет о небольшом числе пострадавших, хотя на самом деле оно означает превращение миллионов людей, а может быть и всей нашей цивилизации, в груду пепла. Так называемая "ограниченная" война в Европе может вызвать куда более ужасные разрушения, чем любая из войн в истории человечества.
Во главе этого ряда обманных представлений стоят такие, как "оборона", "безопасность", "национальные интересы", хотя на самом деле не может быть и речи об обороне, уровень безопасности снижается, а чьим интересам это служит, остается под большим вопросом.
Мы должны противостоять таким фальшивым и запутанным представлениям и использовать слова, выражения и образы, которые отражают реальности массового уничтожения. Большую помощь в этом могут оказать медики. Врачи не станут относить тяжело обожжённых или облучённых людей к "допустимым потерям". Врачи понимают, что слова "победитель" или "выживший" и такие выражения как "вернуться к нормальной жизни" немного стоят в условиях тех бедствий и болезней, которые последуют за любым ядерным конфликтом.
Необходимо осознать всю важность языка, что не позволить убаюкивать себя утвер-ждениями о "приемлемом риске" ядерной войны.
Из множества слов, которые могут сделать более четкими наши представления и правильно направить наши действия, мы особенно рекомендуем пять: ЧТО ЖЕ БУДЕТ С ДЕТЬМИ?
2 МИЛЛИАРДА ПРИЧИН ДЛЯ АКТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Нас кружит в бескрайнем море средств массового уничтожения – ядерных, биологических, химических и прочих. Проблемы нашего общества осложнены политическим и экономическим неравенством, а также существующей в мире атмосферой страха и недоверия.
Представив себе, что может случиться с нами и нашими детьми, легко поддаться подавленности, раздражению и отчаянию. Легко прийти к заключению, что ничего нельзя изменить.
В одном из небольших городов дети подготовили собственное заявление о проблеме разоружения. Они разослали 12 тысяч копий этого заявления другим детям с призывом отправлять письма политическим руководителям. В этом заявлении подчеркивается, что опасность производства ядерных бомб и ядерной войны с каждым днем становится все больше. Наши руководители принимают такие решения, которые затра-гивают нас, детей, больше, чем кого бы то ни было. Мы считаем, что единственный путь обеспечения безопасности всех людей, всех детей от ядерной катастрофы – это уничтожение Соединенными Штатами и Советским Союзом тех производств и ядерного вооружения, что уже произведены.
Дети выразили твердую решимость жить как свободные люди, а не как заложники постоянной угрозы ядерного уничтожения.
И в этом таится огромная опасность, поскольку, полагая, что ничего нельзя сделать, мы и не будем ничего делать, А если многие не будут ничего делать, то ядерная война окажется неизбежной.
Садако Сасаки была совсем маленькой, когда бомба обрушилась на её родной город Хиросиму. Через несколько лет у нее развилась лучевая болезнь – лейкемия.
Она боялась умереть, но никогда не теряла надежды. Кто-то сказал ей, что если она сделает тысячу бумажных журавликов, то будет жить долго и счастливо. Садако умерла, успев свернуть 644 журавлика, но друзья продолжали делать их дальше. Они построили памятник, который каждый год посещают многие тысячи людей, Сегодня бумажный журавлик стал символом мира для тех, кто поклялся, что атомная бомба никогда не будет использована снова.
Как нам преодолеть чувство беспомощности? Давайте вновь обратимся к нашему ВОПРОСУ как напоминанию нашей ответственности за судьбу следующих поколений. Дети верят, что мы защитим их. Мы не должны обмануть эту веру.
Но это еще не все. В ответ на нашу о них заботу, дети отдают нам нечто большее. Самой природой дети наделены бескрайней надеждой на будущее. Мы это чувствуем уже с их первых шагов. Эта надежда – дар всем нам. Она источник силы и мужества, которые необходимы нам для активных действий.
ЧТО МЫ МОЖЕМ СДЕЛАТЬ?
Люди отвечают по-разному на вопрос о судьбе детей. Одни настаивают на производстве ещё большего количества бомб, как на единственном средстве защиты детей. Другие призывают строить бомбоубежища и запасать лекарства от боли.
Мы можем уважать людей, имеющих различные взгляды. Но в то же время мы должны решить для себя, какими будут наши собственные действия.
Следующие предложения отражают веру, что предотвращение ядерной войны – это лучшая защита детей. Вы можете использовать эти идеи или подумать о других возможностях.
Но прежде всего требуется понять, что необходимо прямо сейчас сделать первые шаги, пусть даже самые скромные. Потому что за-втра, на будущей неделе, на будущий год может быть уже слишком поздно.
Многие выдающиеся военные вожди призвали к остановке и обратному движению гонки ядерного оружия. Они понимают, что такому виду оружия нет места в военной традиции, не поддерживают безразличное истребление невоенного населения.
Один из самых выдающихся стратегов заметил, что военные средства должны всегда служить политическим целям. Давайте спросим также, какие политические цели достигаются оружием, от которого наиболее тяжело будут страдать дети?
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ. В объединении сила. Приглашайте друзей и знакомых на еженедельные встречи – домой, в церкви, в кафе – для изучения идей, для обучения друг друга и для разработки плана действий. Многие организации предоставят материалы для помощи гражданам на этом уровне. Пишите нам, если вам нужна дополнительная информация.
РАБОТАЙТЕ СО ШКОЛАМИ. Передайте копии этой книги директору и членам школьного совета. Убедите их в необходимости проведения курсов, разъясняющих публикации о войне, мире и конфликтных ситуациях. Старшие дети уже обеспокоены этим. Они будут сильнее, если будут знать, что миллионы взрослых – особенно их собственные родители и учителя – предпринимают шаги, чтобы обеспечить будущее.
ПРИВЛЕКАЙТЕ СТУДЕНТОВ. Дети пишут письма детям в другие страны, чтобы достичь лучшего взаимопонимания среди народов. Студенты высшей школы и колледжа могут спросить преподавателей и администраторов, что сделано для обеспечения здоровья и безопасности студентов в случае ядерной войны. Когда взрослых заставят осознать недостатки этих планов, это часто заставляет их действовать.
ПОДДЕРЖИВАЙТЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОБМЕНЫ. Привлекайте организации для поддержки обменов студентами, учителями, артистами, музыкантами, работниками здравоохранения и другими людьми. Способствуя международному обмену, мы уменьшаем напряжённость, ведущую к войне.
ПОДДЕРЖИВАЙТЕ РЕШЕНИЕ КОНФЕРЕНЦИИ. Профессионалы ответственны за изучение вопроса, поднятого нами. В области здравоохранения, например, большое значение имеет защита детей от плохого обращения, замедленного умственного развития детей и болезней. Предотвращение ядерной войны – также огромная ответственность.
ЗАДАВАЙТЕ ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ. Спросите местную школу, больницу, гражданскую оборону, что было сделано для вашего общества в случае ядерной войны – планы эвакуации, обеспечение пищей и медицинской помощью. Ваши исследования могут дать направления для последующих действий. Например, если обозначения убежища гражданской обороны неправильны, проследите, чтобы эти обозначения были изменены или убраны.
ИСПОЛЬЗУЙТЕ ВСЕ СРЕДСТВА. Газеты, радио, телевидение и произведения искусства могут предоставить широкую базу для диалога и понимания вопроса о детях. Все возможные средства включают в себя письма, изготовление объявлений, проведение интервью на улицах и проведение дискуссий.
ВОЗДЕЙСТВУЙТЕ НА ЛЮДЕЙ В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ. Пишите письма, рассказывайте вашим руководителям, что вы думаете о их действиях. Голосуйте за тех, кто обещает работать за будущее детей во всем мире. Выводите из правительства тех, кто не придерживается этой формы справедливости,
ПОДДЕРЖИВАЙТЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ВОЗДЕЙСТВИЯ ЯДЕРНОЙ ВОЙНЫ. Каждый год правительства проводят исследования по различным проблемам. Просите, чтобы было проведено тщательное исследование о том, что случится в местной начальной школе, если, когда...
РАССЫЛАЙТЕ БОЛЬШЕ КОПИЙ ЭТОЙ КНИГИ. Дайте их друзьям. Оставляйте их в библиотеках, в приемных врачей, больницах, школах, церквях. Пошлите экземпляры политическим руководителям и военным. Помогите нам сделать эту книжку доступной для всех людей на земле.
ЕСЛИ ПОЗВОЛЯЮТ ВАШИ ФИНАНСОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ, ДЕЛАЙТЕ ВЗНОСЫ. Мы нуждаемся в финансовой помощи для перевода и печати этой книги, для отправки её людям во всём мире. Другие группы и проекты также нуждаются в средствах. Сегодняшняя цена мала по сравнению с той, которую мы можем заплатить завтра.
ПРИСЫЛАЙТЕ СВОИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Присылайте свои комментарии, предложения и цитаты, соответствующие вопросам, поднятым в этой книге.
ПОДНИМИТЕ СВОИ МАЛЕНЬКИЕ ФЛАЖКИ. Найдите свой собственный путь, чтобы задать вопрос ЧТО ЖЕ БУДЕТ С ДЕТЬМИ? Напишите этот вопрос на плакате. Повесьте его на стену. Носите на пуговице. Прикрепите на детскую распашонку. Вспомните этот вопрос, увидев детей, играющих на площадке. Найдите тот путь, который будет для вас наиболее приемлемым.
А ЧТО В БУДУЩЕМ?
Каждый из нас должен сам решить, как ответить на вопрос, касающийся детей. Когда приходится выбирать, всегда есть риск. Но можно быть уверенным в одном – дети больше учатся на наших поступках, чем на словах. От разговоров о мире и справедливости мало толку, если нет примера для подражания на деле.
Великие трагедии в человеческой истории редко были результатом явного, открытого действия зла. Такие трагедии происходят, когда миллионы людей хотят остаться в стороне от событий. Не будем забывать то, что случилось во время Второй мировой войны, когда добропорядочные люди безучастно наблюдали, как угоняют миллионы их сограждан. Зло питается бездействием.
Тяжёлой драмой нашего времени является то, что развитие цивилизации может быть остановлено действиями нескольких безответственных людей или даже из-за ошибки компьютера. Но ещё более важно то, что мы, люди, призваны действовать – создать основы для нового устройства мира.
Перед нами, живущими на пороге двадцать первого столетия, есть выбор: остаться в живых, построив мосты мира, или погибнуть, укрывшись за стенами прошлого.
Это огромная задача. Но нам доверен такой источник силы, который много раз сильнее любых орудий разрушения. Нам не нужны ни гром барабанов, ни рёв труб. Ни стяги, окрашенные ненавистью. Только маленький флажок. Зажатый в маленьком кулачке. Подарок самой жизни.
И если нам удастся построить эти мосты, наши внуки расскажут своим внукам историю о маленьких флажках и о тех, кто стоял и махал ими.
Скачать книгу в формате PDF (156 kB): Скачать 0
так поют медные трубы, что впору задать себе и каждому другому - что будет с детьми, если случится ядерный удар?