Новый закон Российской Федерации об обращении с радиоактивными отходами. Краткая история создания


Рубрика: Публикации -> Законы
Метки:

Комментарии и краткая история создания закона

В 2008 году федеральным агентством по атомной энергии "Росатом" был обнародован законопроект "Об обращении с радиоактивными отходами". Это одна из первых попыток со стороны органа государственного управления организовать широкое обсуждение важного закона в области использования атомной энергии.

В действующем законодательстве сфера обращения с радиоактивными отходами не урегулирована должным образом. В российской правовой системе нет отдельного закона, регулирующего отношения в данной сфере.

Попытки создания комплексного законодательного акта, регулирующего обращение с радиоактивными отходами в России, предпринимались начиная с 1992 года. В 1995 году был разработан проект федерального закона "О государственной политике в области обращения с радиоактивными отходами", однако Совет Федерации Федерального Собрания РФ своим постановлением отклонил указанный законопроект. Была создана согласительная комиссия, в состав которой от Совета Федерации Федерального Собрания РФ вошли В.Н. Расторгуев, Я.Н. Шойхет.

После внесения определенных поправок в этот законопроект у него изменилось название на следующее – "Об обращении с радиоактивными отходами", данная редакция была принята двумя палатами Федерального Собрания РФ и поступила на подпись Президенту РФ. Однако Президент РФ отклонил законопроект и отправил его на доработку. В результате в 2001 году указанный законопроект был снят с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой РФ.

Новый законопроект достаточно радикально отличается от предыдущих редакций.

Основные положения сводятся к следующему:

В законопроекте предлагается расширенная система категорирования радиоактивных отходов (далее РАО). Указанные вещества делятся на различные виды исходя из физического состояния, технологических особенностей, степени опасности и др. Среди критериев разграничения авторами законопроекта выделяется такой как – время образования и ответственность государства.

Предлагается разделить все РАО на накопленные и эксплуатационные (ст. 2 законопроекта).

К первой группе относятся:

  • радиоактивные отходы, образовавшиеся в результате осуществления оборонных и гражданских программ на территории Российской Федерации до вступления в силу закона;
  • радиоактивные отходы, образующиеся при выводе из эксплуатации остановленных объектов использования атомной энергии, в случае если финансирование деятельности по выводу из эксплуатации этих объектов не обеспечено средствами соответствующего специального фонда;
  • радиоактивные отходы, образующиеся при обращении с накопленным до определенного нормативными правовыми актами Российской Федерации момента времени отработавшим ядерным топливом;
  • радиоактивные отходы, образующиеся при обращении с накопленными радиоактивными отходами (вторичные радиоактивные отходы).

Всю финансовую ответственность по обращению с накопленными РАО согласно положениям законопроекта несет государство (ст. 23 Законопроекта).

Таким образом, почти все существующие в Российской Федерации РАО являются накопленными и их обращение должно осуществляться за счет налогоплательщиков.

Эксплутационные РАО это те отходы, которые будут образовываться в дальнейшем после вступления законом в силу и накопления достаточных финансовых средств для их безопасного обращения. Причем этот момент времени точно законопроектом не определятся и будет установлен в будущем Правительством РФ (п. 5 ст. 33 законопроекта).

В законопроекте прослеживается реализация принципа окончательного захоронения. При этом предполагается осуществить окончательное захоронение высокоактивных долгоживущих радиоактивных отходов в глубоких геологических формациях (ст. 30 законопроекта).

Окончательное захоронение среднеактивных и низкоактивных радиоактивных отходов может осуществляться в объектах окончательной изоляции (захоронения) приповерхностного типа.

В законопроекте почти не содержатся запретительные категории, как, например, в федеральном законе "Об охране окружающей среды" (установлен прямой запрет на захоронение РАО в компонентах природной среды). Так, в законопроекте прослеживается принцип рекомендаций при обращении с РАО на всех этапах обращения. Например, устанавливается, что методы обращения, включая окончательную изоляцию (захоронение) с жидкими и газообразными радиоактивными отходами должны выбираться с учетом экономических и технологических особенностей и показателей и обеспечивать минимально возможные экологические и радиационные последствия для населения и окружающей среды на всех стадиях обращения с ними, включая случаи, связанные с необходимостью обеспечения технологических условий функционирования и вывода из эксплуатации объектов, введенных в эксплуатацию до вступления в силу закона и имеющих особое государственное и оборонное значение (ст. 30 законопроекта).

Таким образом, можно сделать вывод, что авторы законопроекта предлагают легализовать существующие хранилища жидких и твердых РАО в недрах на таких предприятиях как Сибирский химический комбинат (Томск) и Горно-химический комбинат (Железногорск).

Организация обращения с РАО в соответствии с законопроектом предполагает создание единой системы обращения с РАО, основными субъектами которой являются орган государственного управления в области обращения с РАО (госкорпорация "Росатом"), органы государственного регулирования, Национальный оператор по обращению с РАО, специализированные организации и эксплуатирующие организации – производители РАО. При этом все вопросы администрирования системы обращения с РАО предполагается возложить на "Росатом".

Хотя вся финансовая ответственность по обращению с РАО лежит на государстве, законопроект не предусматривает дополнительных расходов государственного бюджета помимо средств, предусмотренных на это Федеральной целевой программой "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года" (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2007 г. № 444) и другими целевыми программами, предусматривающими мероприятия по обращению с РАО. Такое положение закреплено в финансово-экономическом обосновании к законопроекту.

Необходимо отметить, что вышеназванная целевая программа до настоящего времени официально не опубликована и носит гриф "для служебного пользования".

Подводя итог неполному анализу законопроекта "Об обращении с радиоактивными отходами" можно сделать следующие выводы:

В законопроекте нет четкой общей концепции обращения с РАО. Отработавшее ядерное топливо вынесено за скобки правового регулирования, что не позволяет сформулировать единые правила для обращения с РАО и отработавшим ядерным топливом, как это сделано в международном праве (Объединенная конвенция о безопасности обращения с отработавшим ядерным топливом и безопасности обращения с радиоактивными отходами, Вена, 1997 г.) и в национальном законодательстве многих стран. Для комплексного правового регулирования необходимо либо включать отработавшее ядерное топливо в сферу действия закона об обращении с радиоактивными отходами либо рассматривать одновременно два отдельных законопроекта: об обращении с РАО и с отработавшим ядерным топливом.

В законопроекте не регулируются отношения по экспорту и импорту радиоактивных отходов, отработавшего ядерного топлива и РАО, образующихся от переработки зарубежного отработавшего ядерного топлива, хотя в действующем законодательстве наблюдается некая неопределенность в данном вопросе. Указанная неопределенность дает возможность оставлять, отходы, образовавшиеся от переработки отработавшего ядерного топлива, ядерных материалов и радиоактивных веществ на территории Российской Федерации, либо хранить зарубежное отработавшее ядерное топливо длительное время.

В случае принятия законопроекта в рассматриваемой редакции придется изменять нормы природоохранного законодательства, т.к. некоторые правила обращения с радиоактивными отходами, закрепленные в законопроекте не согласуются с нормами природоохранного законодательства. Так, согласно п. 2 ст. 4 законопроекта федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области обращения с радиоактивными отходами, не могут противоречить данному закону.

Кроме того, в соответствии со ст. 34 законопроекта принятые до вступления в силу закона нормативные правовые акты, устанавливающие требования к обращению с радиоактивными отходами, применяются в части, не противоречащей данному закону.

Тем самым положения ст. 51 закона "Об охране окружающей среды", запрещающие сброс радиоактивных отходов и их захоронение в недрах, будут изменены. Подобные изменения коснутся и Водного кодекса Российской Федерации.

Законопроект имеет противоречивый характер.

С одной стороны, согласно ст. 8, одним из принципов создания и функционирования единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами является абсолютный приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущих поколений, биологических ресурсов и окружающей среды от вредного воздействия радиоактивных отходов при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии.

С другой стороны, допускается возможность захоронения РАО в компонентах природной среды.

Многие нормы законопроекта носят бланкетный характер, для реализации законопроекта требуется разработка большого количества подзаконных актов, определяющих важные положения. Без указанных правовых механизмов закон действовать не будет.

В законопроекте не прописаны процедуры общественного участия на разных стадиях обращения с РАО, хотя право граждан и общественных объединений на участие в формировании политики в области использовании атомной энергии закреплено в ст. 14 Федерального закона "Об использовании атомной энергии".

Учитывая перечисленные моменты, законопроект нуждается в серьезной доработке, принятие его в существующей редакции в отрыве от правовой регламентации всего комплекса отношений по регулированию обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом, не будет способствовать защите настоящего и будущего поколений от вредного воздействия на их здоровье ионизирующего излучения.

Андрей Талевлин, юрист,

Руководитель общественного фонда

"За природу", г. Челябинск

Декомиссия

twitter.com facebook.com vkontakte.ru odnoklassniki.ru mail.ru ya.ru rutvit.ru myspace.com technorati.com digg.com friendfeed.com pikabu.ru blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru memori.ru google.com bobrdobr.ru mister-wong.ru yahoo.com yandex.ru del.icio.us
⇑ Наверх
⇓ Вниз