Правовое обоснование отнесения вопроса, выносимого на референдум, к вопросам местного значения

Вторник, 20 сентября 2016 г.
Рубрика: Новости -> Томинский ГОК

Вопрос, выносимый на местный референдум: "Считаете ли Вы необходимым размещение на территории Сосновского муниципального района Челябинской области производства по извлечению и обогащению руд на горно-обогатительном комбинате "Томинский"?

В соответствии с нормами статьи 3 закона Челябинской области "О местном референдуме" гражданин Российской Федерации, место жительства которого расположено в границах муниципального образования, достигший на день голосования возраста 18 лет, имеет право голосовать на местном референдуме. Согласно статье 4 данного закона на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения.

К числу основных принципов охраны окружающей среды Федеральным законом от 10.01.2002 г. №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отнесено соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством (абз.20 статьи 3).

Право граждан на участие в референдуме по вопросу размещения объектов, хозяйственная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, предусмотрено пунктом 2 статьи 13 Федерального закона "Об охране окружающей среды". Названным законом к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

Федеральный закон № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

Согласно статье 15 названного Федерального закона к числу вопросов местного значения муниципального района относится в том числе организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды (пункт 9 части 1 статьи 15). Кроме того, согласно пункту 2 статьи 15.1 того же закона органы местного самоуправления муниципального района вправе решать вопросы, указанные в части 1 указанной статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только за счет собственных доходов местных бюджетов (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации).

В соответствии с вышеназванными федеральными законами Устав муниципального образования - Сосновский муниципальный район Челябинской области в статье 5 относит организацию мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды к вопросам местного значения (пункт 9 части 1 статьи 5)

Статья 3 Федеральный закон №131-ФЗ от 6 октября 2003 года предоставляет гражданам Российской Федерации право осуществления местного самоуправления посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления.

Статья 15 указанного закона в подпункте 10 части 1 относит организацию мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды к вопросам местного значения муниципального района.

Порядок проведения местного референдума регламентирован статьей 22 закона.

Соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством является, согласно статье 3 названного Закона, одним из основных принципов охраны окружающей среды. Статья 11 того же Закона предоставляет гражданам право принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях.

То обстоятельство, что объект капитального строительства - производство по извлечению и обогащению руд на горно-обогатительном комбинате "Томинский" может причинить вред окружающей среде подтверждается следующими обстоятельствами:

Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Согласно статье 12 указанного Федерального закона при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.

При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 г. №74 "О введении в действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03" введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы “Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03"

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в пункте 2.5 устанавливает, что предприятия, группы предприятий, их отдельные здания и сооружения с технологическими процессами, являющиеся источниками негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять от жилой застройки санитарно-защитными зонами.

Глава VII относит горно-обогатительные комбинаты к классу I - санитарно-защитная зона для которых составляет 1000 м. Размеры санитарно-защитных зон могут быть изменены для предприятий I и II классов - по решению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации или его заместителя, для предприятий III, IV и V классов - по решению Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя (пункт 4.6).

Статья 32 Федерального закона "Об охране окружающей среды" предусматривает, что требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Статья 33 гласит, что в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды проводится экологическая экспертиза, порядок проведения которой устанавливается федеральным законом об экологической экспертизе.

Как известно, государственная экспертиза в отношении проекта Томинского горно-обогатительного комбината уже проведена.

Таким образом, производство по извлечению и обогащению руд на горно-обогатительном комбинате "Томинский" является производством, которое оказывает негативное воздействие на среду обитания, другими словами, может причинить вред окружающей среде и здоровью человека, что дает право населению выражать свое мнение о размещении такого объекта на референдуме.

Данные выводы подтверждены судебной практикой (Решение арбитражного суда Рязанской области от 14 мая 2008 года, дело №54-692/2008)

⇧ Наверх