Заявление участников международного семинара

Вторник, 8 ноября 2011 г.
Рубрика: Семинар октябрь 2011, Челябинск
Метки: | | | | |
Подписаться на комментарии по RSS

Заявление участников международного семинара "Модернизация атомных регионов: изменение правовых норм для решения экологических проблем"

Челябинск, 24-26 октября 2011 года

Участники международного семинараМы, участники семинара, представители России, Норвегии, США, Германии, Японии и Казахстана крайне обеспокоены тем, что экологические, социальные, правовые уроки аварии на АЭС Фукусима размываются и игнорируются, как это уже случалось с уроками Чернобыля (1986), Три-Майл-Айленда (1979) и Кыштымской трагедии на ПО Маяк (1957).

МЫ КОНСТАТИРУЕМ:

  1. Российское Правительство и Росатом развивают энергетическую экспансию, поставляя якобы чистую атомную энергию в сопредельные страны таким образом, что все обременения – отработавшее ядерное топливо (ОЯТ), радиоактивные отходы (РАО) и выработавшие ресурс энергоблоки АЭС – остаются радиационным наследием для настоящего и следующих поколений россиян;
  2. Экспорт атомного электричества базируется на продлении эксплуатации АЭС, выработавших проектный ресурс. Такие электростанции являются наиболее чувствительными к провоцирующим аварию факторам. Известно, что АЭС Фукусима получила лицензию на сверхпроектные 10 лет эксплуатации за месяц до аварии!
  3. Отсутствуют социально-ответственные концептуальные решения и не происходит накопления средств на вывод из эксплуатации АЭС, при том, что 16 из 32 энергоблоков российских АЭС выработали свой проектный ресурс.
  4. Строительство российских АЭС в других странах базируется на явно ущербных для России схемах "заплатил-забыл", при которых Россия становится страной, принимающей риски обращения с ОЯТ на своей территории. Это нарушает фундаментальный принцип равной безопасности наций, противоречит принципам социальной справедливости, равной экологической ответственности. Население России, при этом, становится донором не только Росатома, но и его зарубежных контрагентов.
  5. Заинтересованные стороны – российские граждане регионов размещения АЭС и стран-потребителей атомного электричества не участвуют в обсуждении правовых, экологических, экономических и социальных проблем, вызываемых атомной политикой России.
  6. Ядерное лобби России активизирует свою деятельность в правительствах многих стран, пытаясь сохранить бюджетные субсидии, преференции и непрозрачные схемы финансирования так называемого "ядерного ренессанса".
  7. Отсутствуют равные условия конкуренции при инвестировании в атомную и возобновляемые энергетики, а также энергосбережение.
  8. Отсутствуют единые для всех стран, использующих атомную энергию, нормативы загрязнения окружающей среды радионуклидами.
  9. Отсутствует плата за загрязнение окружающей среды радионуклидами.

МЫ СЧИТАЕМ НЕОБХОДИМЫМ НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО:

  1. Разработать и принять международные законодательные нормы равной ответственности сторон, участвующих в экпорте-импорте энергии, за обращение с РАО и ОЯТ и выводу из эксплуатации атомных энергоблоков, поставляющих энергию на экспорт. Ввести запрет на трансграничные перемещения РАО и ОЯТ, что является лишь перемещением проблем, а не способом их решения.
  2. Провести системную оценку возможного воздействия на ядерные объекты природных, техногенных и социальных факторов (расширенное "стресс-тестирование"). Такой оценке должны быть подвергнуты все без исключения (гражданские и военные) ядерно- и радиационно-опасные объекты. Оценка должна учитывать взаимное воздействие ядерных установок, их зависимость от инфраструктуры, а также от природного и социальных факторов.
  3. Разработать социально-ответственную национальную концепцию вывода из эксплуатации АЭС. Бремя вывода из эксплуатации должно ложиться на поколение потребителей атомного электричества.
  4. Исключить практику субсидирования атомной энергетики и обнародовать скрытые затраты на:
    • топливную составляющую,
    • долгосрочное хранение (захоронение) ОЯТ и РАО, продуктов их переработки, а также обогащении урана и плутония,
    • вывод из эксплуатации АЭС и объектов инфраструктуры, обеспечивающих их работу.
  5. Решения о строительстве и продлении сроков эксплуатации АЭС должны приниматься после региональных референдумов в субъектах Российской Федерации предполагаемого размещения АЭС, а также учета мнения сопредельных стран и территорий.
  6. Принять национальную концепцию и разработать дорожную карту вывода из эксплуатации российских АЭС, учитывающие международный опыт решения комплекса проблем, возникающих при этом.
  7. Обеспечить равный доступ к инвестициям для альтернативных источников генерации энергии, а также обеспечить возможность потребителям влиять на политические решения по инвестированию в энергопроизводство.
  8. Принять единые для всех стран, использующих атомную энергию, нормативы загрязнения природной среды радионуклидами.
  9. Утвердить размеры платы за загрязнение природной среды радионуклидами.

⇧ Наверх