Деятельность ФГУП "ПО Маяк" и требования природного законодательства


Рубрика: Публикации
Метки: | | | | | | | | | | |

Функционирование предприятий российского ядерного топливного цикла неизбежно связано со значительным загрязнением окружающей среды радиоактивными отходами. Наиболее остро проблема радиационного загрязнения стоит для жителей Южно-Уральского региона, где функционирует Федеральное государственное унитарное предприятие "Производственное объединение "Маяк" (далее, ФГУП "ПО "Маяк"). В технологический процесс объединения заложены выбросы радиоактивных веществ и ядерных материалов в атмосферный воздух, их захоронение на специальных полигонах и сбросы в водные объекты.

Действующее законодательство в сфере использования атомной энергии предусматривает широкий спектр правовых мер, направленных на обеспечение экологической безопасности. Основные требования охраны окружающей среды также содержат перечень требований, обеспечивающих конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду.

Однако технологически ФГУП "ПО "Маяк" не способно обеспечить выполнения требований действующего природоохранного законодательства. Наиболее показательным является факт противоречия деятельности объединения требованиям водного законодательства.

Водные объекты как часть природных ресурсов являются не только объектами использования, но и особым компонентом природной среды — основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. С ведением в действие Водного кодекса РФ в 2007 году, Федерального закона "Об охране окружающей среды" и других правовых актов природо­охранного назначения, требования к использованию водных объектов как основы жизни и деятельности стали намного стро­же. Что касается радиоактивного загрязнения, то в соответствии с природо­охранным законодательством загрязнение водных объектов ядерными материалами, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами не допускается.

К сожалению, на территории Челябинской области существуют водные объекты, которые являются одновременно и хранилищем жидких радиоактивных отходов. В настоящее время в эксплуатации ФГУП "ПО "Маяк") находятся восемь водоемов-хранилищ жидких радиоактивных отходов: печально известное оз. Карачай (В-9), водоем Старое Болото (В-17), оз. Кызыл-Таш (В-2), оз. Татыш (В-6), Метлинский пруд (В-4), Кокшарский пруд (В-3), водоемы В-10 и В-11.

Большинство из этих водных объектов природного происхождения, хотя есть и антропогенные. Например, Метлинский пруд был создан в конце XVIII столетия для работы водяной мельницы и только после начала функционирования радиохимического завода стал использоваться как накопитель жидких радиоактивных отходов. В 50-е годы прошлого столетия, в верховьях р. Теча, ниже Метлинского и Кокшарского прудов, были созданы дополнительно два водоема: В-10 и В-11, служащие также для приема и фильтрации жидких радиоактивных отходов. Все перечисленные водоемы, за исключением оз. Карачай и водоема Старое болото, чаще называют Теченским каскадом водоемов (далее ТКВ). Это огромные водоемы, вовлеченные в экосистемы региона.

Сброс жидких радиоактивных отходов в р. Теча был заложен в проект первого радиохимического завода, еще в 1947 году. После ввода в эксплуатацию указанного завода жидкие радиоактивные отходы напрямую попадали в р. Течу и водоем Старое Болото. В 1951 году в связи с сильным радиоактивным загрязнением реки было принято решение о временном сбросе радиоактивных отходов в оз. Карачай, которые продолжаются и по сегодняшний день. "В дальнейшем были сооружены ряд гидротехнических сооружений, в основном плотин, в результате образовались дополнительные водоемы, которые служат для частичной дезактивации загрязненной радионуклидами воды и барьером для попадания основной массы последних в открытую гидрографическую сеть за пределами Челябинской области. Так образовался ТКВ.

Вместе с тем, и сегодня в указные водные объекты поступают жидкие радиоактивные отходы разной степени активности, образующиеся от штатной деятельности ФГУП "ПО "Маяк". Технологические процессы, связанные с выделение плутония из облученного топлива, а также с переработкой отработавшего ядерного топлива атомных электростанций, связанны с образованием большого количества жидких и твердых радиоактивных отходов. В результате переработки 1 тонны отработавшего ядерного топлива (в пересчете на уран) образуется следующее количество радиоактивных отходов: жидкие высокоактивные — 45 м3; среднеактивные — 150 м3; низкоактивные — 2000 м3; твердые 3-ей группы активности — 1000 кг; 2-ой группы активности — 3000 кг; 1-ой группы активности — 3500 кг; газообразные — 0,23 Ки/год.

Специалисты выделяют ряд основных факторов, определяющих потенциальную опасность оз. Кара-чай, водоема Старое Болото и ТКВ:

    — большой объем радионуклидов, содержащихся в приповерхностных водоемах-хранилищах (тысячи — миллионы кюри);

    — наличие долгоживущих радионуклидов;

    — значительная открытая водная поверхность, подверженная воздействию метеорологических явлений (ветер, смерч, атмосферные осадки, температурные воздействия и т.д.);

    — возможное осушение бортов и дна водоемов, способное привести к ветровому уносу радионуклидов;

    — отсутствие, как правило, надежной системы барьеров на пути возмож ного распространения радионуклидов с подземными водами;

    — возможность возникновения самоподдерживающей цепной реакции, поскольку более 95 процентов всех радионуклидов, накопленных в водоемах, концентрируется в донных отложениях;

    — возможность повреждения или разрушения гидротехнических сооружений, которые имеются практически на всех водоемах-хранилищах (плотины, обваловки водоемов, обводные каналы, станции перекачки воды).

Наиболее опасными событиями с точки зрения возможного радиационного воздействия, которое может произойти в результате аварий на указанных водоемах, являются:

    — вынос активности с акватории озера Карачай в результате смерча;

    — осушение берегов озера Карачай, обнажение и осушение илов озера;

    — распространение радионуклидов из линзы под Карачаем с подземными водами;

    — разрушение плотины и вынос потоков радиоактивной воды за пределы Теченского каскада водоемов.

Правовой режим использования водных объектов определен водным законодательством в зависимости от вида водопользования. Часто употребляемое в литературе и официальных документах в отношении вышеуказанных водных объектов словосочетание "промышленные водоемы", "специальные промышленные водоемы" не исключает данные водоемы из объекта водных отношений, т.к. в Водном кодексе РФ закреплен правовой режим использования водных объектов, в том числе и для промышленных целей, для сброса дренажных и сточных вод (ст. 11, 44). Являются ли перечисленные выше водоемы водными объектами? С учетом действующего природоресурсного законодательства на этот вопрос должен быть дан утвердительный ответ.

Водным законодательством Российской Федерации определены юридические признаки понятия "водный объект" и приведена классификация водных объектов. Так, в норме ст. 1 Водного кодекса РФ, водный объект представляет собой природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

Используемые в качестве "специальных промышленных водоемов" оз. Карачай, водоем Старое болото и ТКВ являются накопителями жидких радиоактивных отходов и, следовательно, источниками постоянного радиоактивного загрязнения природной среды, а также источниками потенциальной опасности возникновения радиационных аварий и катастроф. Вместе с тем, эти водоемы представляют собой водоемы природного происхождения, а также искусственные водохранилища, образованные в верховьях реки Теча. Поэтому все указанные водоемы являются водными объектами в соответствии с установленной классификацией и подлежат внесению в государственный водный реестр. При этом, с точки зрения действующего водного законодательства, не важно, что большинство из водных объектов, используемых ФГУП "ПО "Маяк", выведено из "хозяйственного оборота" подзаконными актами СССР в 40-е, 50-е года прошлого столетия. В правовом смысле указанные акты не могут противоречить нормам Водного кодекса РФ (ст. 2) и действующему законодательству.

Использование ФГУП "ПО "Маяк" водных объектов в качестве накопителей жидких радиоактивных отходов противоречит законодательству об охране окружающей среды. В частности, ст. 56 Водного кодекса РФ запрещает захоронение радиоактивных веществ и ядерных материалов и токсических веществ (материалов) в водных объектах; сброс сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

ФЗ "Об охране окружающей среды" (ст. 51) также запрещает сброс радиоактивных отходов в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Положения ст. 48 ФЗ "Об использовании атомной энергии" предусматривают, что при хранении или при захоронении радиоактивных отходов должны быть обеспечены их надежная изоляция от окружающей среды, защита настоящего и будущих поколений, биологических ресурсов от радиационного воздействия сверх установленных нормами и правилами в области использования атомной энергии пределов. Хранение или захоронение радиоактивных отходов допускается только в специально предназначенных для этого пунктах хранения. Пункт 5.5 Санитарных правил обращения с радиоактивными отходами (СПОРО-2002) СП 2.6.6.1168-02 (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 16 октября 2002 г.) также запрещает сброс жидких радиоактивных отходов в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Кроме национального законодательства, нормы, касающиеся охраны природы от радиоактивного загрязнения содержатся и в международном праве окружающей среды. Так, Объединенная конвенция о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами (Вена 1997):

    — обязывает поддерживать образование радиоактивных отходов на минимальном практически достижимом уровне (ст. 11, п. п);

    — запрещает возлагать чрезмерное бремя на будущие поколения (ст.11, п. VII).

Более того, некоторые международные соглашения целиком посвящены охране мирового океана от различного рода загрязнений, в том числе и радиоактивного и поэтому запрещают сбросы радиоактивных отходов в гидросферу Земли. Конвенция по охране морского пространства Северо-восточной Атлантики (которую обычно называют "конвенция ОСПАР", от сокращения Осло-Париж), открытая к подписанию 22 сентября 1992 г. содержит категорический запрет сброса радиоактивных отходов в эту часть мирового океана. Российская Федерация пока не подписала указанную конвенцию. Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (Москва — Вашингтон — Лондон — Мехико, 29 декабря 1972 г.) также не допускает сброса в море радиоактивных отходов или других опасных материалов (ст. 1, п. а). Наша страна является участницей этой конвенции. Последний документ является актуальным, т.к. жидкие радиоактивные отходы, образующиеся от деятельности ФГУП ПО "Маяк", в конечном итоге поступают в мировой океан через речную сеть:Теча-Исеть-Тобол-Обь.

Еще в 2003 году четырьмя руководителями федеральных министерств (Минатом, МПР, Госсанэпидемнадзор, Госатомнадзор) был подписан правовой документ, утверждающий план ликвидации сбросов радиоактивных отходов в ТКВ и другие водоемы. Окончательный срок прекращения сбросов — 2010 год. Однако на сегодняшний день ФГУП "ПО "Маяк" не выполнило обязательств по прекращению сброса отходов, Представители Росатома России официально заявили о продлении сбросов жидких радиоактивных отходов в водные объекты до 2018 года.

В этой связи, ключевым является вопрос финансирования мероприятий по прекращению сброса радиоактивных отходов в открытую гидрографическую сеть. На сегодняшний день эти средства предусмотрены многими федеральными и региональными источниками (бюджетными ассигнованиями на развитие атомного комплекса в России, целевыми федеральными программами: "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности России на 2008 год и на период до 2015 года" (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2007 г. № 444), "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года" (утв. постановлением Правительства РФ от 29 августа 2001 Г.М637),целевой программе Челябинской области "Преодоление последствий радиационных аварий на производственном объединении "Маяк" на 2006 — 2010 годы (принята Постановлением Законодательного собрания Челябинской области от 28 февраля 2010г. N42 и др.).

Однако не задействован один из важнейших принципов охраны окружающей среды — "загрязнитель платит". До сих пор не существует разработанных нормативов платы за загрязнение компонентов окружающей среды радионуклидами. Ежегодно ФГУП "ПО "Маяк" сбрасывает от 3 до 5 млн. куб. м жидких радиоактивных отходов в водные объекты, захораниваются твердые радиоактивные отходы, в атмосферу поступают радиоактивные аэрозоли. И за все перечисленные загрязнения указанное предприятие, практически, не платит. Представляется важным, в качестве первостепенного шага, разработать и принять указанные нормативы платы (для компонентов окружающей среды, в которых допускается размещение радиоактивных отходов) и существенные штрафные санкции (в отношении иных компонентов) в целях формирования дополнительного источника финансирования защитных и реабилитационных мероприятий.

Существующие в действующем законодательстве штрафные санкции за нарушение правил водопользования несоразмерны с той опасностью, какую несет радиоактивное загрязнение водных объектов. По существу, зараженные радионуклидами водные объекты невозможно больше использовать для каких-либо нужд кроме как хранилищ радиоактивных отходов (период полураспада плутония-239 составляет 24 100 лет), В КоАП РФ не содержится санкций за загрязнение водных объектов внутри страны вредными веществами, существует лишь ответственность за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение (п. 4 ст. 8.13), максимальный штраф — сорок тысяч рублей. Однако, захоронение отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией судна, летательного аппарата и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой (ст. 8.19 КоАП РФ). Выходит, что "выгоднее" загрязнять поверхностные и подземные водные объекты, подвергая риску переоблучения огромное количество населения" проживающего внутри страны, чем сбрасывать отходы в территориальное море России.

В связи с изменившимися в стране условиями хозяйствования, особое значение должно предаваться экономическому механизму регулирования охраны окружающей среды. Если хозяйствующему субъекту-загрязнителю будет экономически не выгодно оказывать негативное воздействие на окружающую среду, он в кратчайшие сроки позаботится о прекращении любых форм загрязнения со своей стороны. В этой связи необходимо использовать институт возмещения вреда окружающей среде, как инструмент, стимулирующий природопользователя к рациональному использованию природных ресурсов и сохранению окружающей среды в целом. В современных условиях экономико-правовой механизм в области охраны окружающей среды и природопользования наряду с институтом юридической ответственности позволит на практике реализовать охранные мероприятия компонентов окружающей среды.

Фактическая реализация правовых норм, исполнение требований законодательства всеми субъектами правоотношений на сегодняшний день является одной из насущных задач государства. Без исполнения норм закона невозможно существование правового государства и права как инструмента регулирования общественных отношений. Исходя из этих позиций, применительно к ситуации сброса ФГУП "ПО "Маяк" жидких радиоактивных отходов в открытую гидрографическую сеть, возможно только два варианта: либо изменение природоохранного законодательства в строну разрешения сброса радиоактивных отходов в водные объекты и в целом, в окружающую среду; либо приведение технологических процессов, используемых на ФГУП "ПО "Маяк", в соответствие с существующими требованиями законодательства.

Приоритетным, цивилизованным и отвечающим интересам жителей Челябинской и других областей является второй путь, реализация которого требует продолжить создание замкнутой схемы обращений с радиоактивными отходами, исключающей сброс средне— и низкоактивных отходов в водные объекты.

Просмотреть буклет:

⇧ Наверх