Принципы обращения с радиоактивными отходами и ядерным топливом

Четверг, 28 февраля 2019 г.
Рубрика: Новости
Метки: |
Подписаться на комментарии по RSS

Неправительственные организации атомных регионов (в т.ч. Общественное Движение "За природу"), изучив мировой и российский опыт обращения с радиоактивными отходами (РАО) и отработавшим ядерным топливом (ОЯТ), сформулировали пакет из 10 принципов обращения с этими опасными радиоактивными материалами. Обращение с РАО и ОЯТ становится все более актуальной темой, поскольку в ближайшее время начнется массовый вывод из эксплуатации энергоблоков АЭС в России.

При этом стратегия госкорпорации Росатом ориентирована на перемещение ОЯТ и РАО между российскими регионами, которые фактически исключены из участия в оценке безопасности принятия решений.

Нужны новые подходы в регулировании процедур обращения с РАО и ОЯТ, которые будут ориентированы не только на экономические, но и социально-экологические и нравственные критерии приемлемости этого процесса.

Принципы обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом, образующихся при работе атомных электростанций России

Требования безопасного обращения с радиоактивными отходами (РАО), отработавшим ядерным топливом (ОЯТ) и демократические принципы принятия решений неразделимы в правовом государстве. Поэтому обращение с РАО, ОЯТ, в том числе их размещение в пунктах долговременного хранения, должно быть не только безопасным, но и социально приемлемым, обеспечивать равную экологическую безопасность регионов и их сбалансированное развитие.

1. Отказ от практики окончательного захоронения РАО и реализация принципа постоянного, контролируемого хранения РАО.

Окончательное захоронение небезопасно. Невозможно достоверно прогнозировать безопасность среды обитания при долговременной радиационной угрозе. Для обеспечения ядерной и радиационной безопасности будущих поколений необходимо обеспечить доступ к РАО в пунктах хранения. В этом случае при появлении у будущих поколений надежных и обоснованных технологий утилизации РАО будет возможность перевести их в более безопасное состояние. Особенно это актуально в связи со сложно прогнозируемыми природными и социальными процессами - глобальным изменением климата, терроризмом и другими факторами риска, которые невозможно предвидеть. Считать неприемлемой практики закачки жидких РАО в недра.

2. Приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущих поколений, окружающей среды от негативного воздействия РАО и ОЯТ.

Политические или экономические факторы, а также интересы атомного бизнеса или корпораций не могут превалировать над экологической безопасностью или здоровьем населения и природы.

3. Отказ от переработки ОЯТ, до разработки экологически и социально приемлемых технологий, исключающих поступление РАО в природную среду.

4. Пригодность геологических характеристик, препятствующих попаданию радионуклидов в окружающую среду при чрезвычайных ситуациях.

Чрезвычайная опасность радиоактивных веществ и ядерных материалов требует при выборе площадок долговременного хранения РАО, ОЯТ гарантировать исключение возможности выхода радионуклидов за барьеры хранилища в природные экосистемы.

5. Пункты долговременной изоляции РАО и ОЯТ должны быть максимально приближены к местам их образования и размещены в регионе их генерации.

Перемещение РАО и ОЯТ опасно, поэтому их не следует транспортировать без крайней необходимости. При этом следует учитывать принцип пригодности геологических характеристик для создания пункта хранения РАО и ОЯТ в регионе их образования.

Регион, потребивший "атомное" электричество или (и) получивший иные выгоды от использования атомной энергии, должен нести бремя ответственности за произведенные РАО и ОЯТ. С учетом принципов контролируемого хранения и равной экологической безопасности регионов, образовавшиеся РАО и ОЯТ следует поместить в долговременные хранилища в соответствующем субъекте РФ (федеральном округе для городов федерального значения).

6. Перемещение ОЯТ в другие федеральные округа допустимо в случае волеизъявления граждан на референдуме в регионе (субъекте Российской Федерации) предполагаемого размещения долговременного хранилища ОЯТ.

7. Органам местного самоуправления должно быть предоставлено право "вето" на решение о размещении долговременного хранения РАО.

Население соответствующих территорий должно полноценно участвовать (включая право на проведение местного референдума) в процессе принятия решения по размещению объекта долговременного хранения РАО и быть ответственным перед будущими поколениями за принятое решение.

8. Равноправное участие всех заинтересованных сторон при принятии решений по долговременной изоляции РАО и ОЯТ.

Поскольку вопрос изоляции РАО и ОЯТ решается на многие годы, то все возможные заинтересованные участники: власть, атомный бизнес и общественность должны иметь равные права участия в процессе обсуждения и принятия решений.

9. Минимизация образования РАО.

На каждой стадии ядерного топливного цикла образуется большое количество РАО. Процесс переработки ОЯТ приводит к образованию ещё большего объема РАО. Такая практика недопустима. Необходимо прекратить образование ОЯТ и РАО путем скорейшего вывода атомных реакторов из эксплуатации.

10. При принятии решения о месте размещения РАО и ОЯТ необходимо придерживаться принципа приоритета экологических и социальных интересов над интересами экономической целесообразности.

Недопустимо размещать пункты долговременной изоляции РАО и ОЯТ исключительно исходя из экономии средств на строительство хранилищ, а также исходить из принципа "наименьших усилий", размещая такие объекты в пределах закрытых административно-территориальных образований.

28 февраля 2019

Андрей Талевлин, Общественное движение "За Природу" г.Челябинск Олег Бодров, "Общественный Совет Южного Берега Финского залива" г.Сосновый Бор – Санкт-Петербург Юрий Иванов, Общественное эко-социальное движение "Кольский экоцентр" г.Апатиты - Мурманск

⇧ Наверх