Время бесконтрольного потребления природных ресурсов

Суббота, 30 июля 2022 г.
Рубрика: Новости
Подписаться на комментарии по RSS

В 2022 году существенно изменилось природоресурсное и природоохранное законодательство. Вносятся изменения, ослабляющие требования охраны окружающей среды или расширяющие возможности бесконтрольного природопользования. Одни законы уже приняты, другие находятся на стадии рассмотрения. Основной причиной, по мнению законодателей, является сложившееся “макроэкономическая и внешнеполитическая ситуация”. Вот некоторые примеры.

Так, 01 мая 2022 года вступил в силу закон “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”. Данный нормативный акт предусматривает возможность строительства различных инфраструктурных объектов на особо охраняемых природных территориях. Причем такое строительство, с точки зрения законодателей, возможно без проведения государственной экологической экспертизы. Таким образом, территории, являющиеся объектами общенационального достояния, будут подвергнуты серьезному негативному воздействию от промышленной деятельности, ущерб от которого будет невосполним.

Обращаем внимание, что это не единственные изменения природоохранного законодательства. Уже вступил в силу Федеральный закон 26 марта 2022 года № 71-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, перенесший сроки реализации природоохранных программ наиболее крупных загрязнителей в стране на два года. Кроме этого, финансирование самих программ существенно сокращается как на федеральном уровне, так и на региональном. Например, в Челябинской области при принятии бюджета на 2022 – 2024 годы расходы по государственной программе “Охрана окружающей среды Челябинской области” сокращены на 70% с 3,98 млрд. руб в 2021 году до 1,2 млрд. руб в 2022. В первую очередь сократились расходы по проектам “Чистый воздух” с 2,3 млрд. руб. до 93 млн. руб. и “Чистая страна” с 1 млрд. руб. до 347 млн. руб.

Минстрой России согласовал приказ о моратории отрицательных заключений по результатам проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Еще раньше существенно упрощена для заказчиков оценки воздействия на окружающую среду процедура общественных обсуждений проектов, оказывающих негативное воздействие на природу.

Также в Государственной Думе рассматривается законопроект изменяющий нормы федерального закона “Об отходах производства и потребления”. Предлагается наряду с раздельным сбором отходов легализовать их сжигание и производство топлива для сжигания в котельных и на цементных заводах. Все эти новые возможности по сжиганию твердых коммунальных отходов включаются в единый тариф.

Одним из наиболее спорным является законопроект “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур проведения оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы”. Законопроект предлагает существенные изменения, как в объектах экологической экспертизы, так и в процедуре ее проведения. Существенно сокращается количество субъектов общественной экологической экспертизы.

Уменьшение количества объектов экологической экспертизы, субъектов ее проведения не может быть направлено на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду уже на стадии проектирования, как это указано в данном законе.

Все эти обстоятельства уменьшают значимость экологической экспертизы как правового института, призванного обеспечить права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду.

Еще один законопроект “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части повышения эффективности государственного регулирования обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения)” касается возможности практически бесконтрольного использования продуктов жизнедеятельности сельскохозяйственных животных в качестве удобрений. Сегодня такое использование возможно только после государственной регистрации таких продуктов как агрохимиката в соответствии с Федеральным законом “О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами”.

Перечисленные законодательные новеллы показывают, что в настоящее время существуют законотворческие процессы, направленные на ослабление законодательства в области охраны окружающей природной среды и природопользования.

Ситуация усугубляется еще и низкой культурой правотворческой техники законодательных органов власти Российской Федерации, что нашло отражение в юридической литературе. Изменения в законодательство в области природопользования и охраны окружающей среды вносятся с завидным постоянством, хотя предыдущие акты еще не успели потерять свою актуальность, а в некоторых случаях даже не сформировался правоприменительный процесс.

Только тщательный анализ действующего экологического законодательства и правоприменительной практики поможет понять и объективно оценить причины недостаточной эффективности существующих правовых механизмов, определить и устранить проблемные зоны в законодательстве.

Без соблюдения экологических требований, с учетом перспективного планирования экономика не может развиваться.

Выводы

Во-первых, следует констатировать нестабильный характер развития федерального законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, тенденции его деэкологизации; во-вторых, на сегодняшний день в Российской Федерации превалирует приоритет социально-экономических интересов над экологическими. Санкционная политика служит лишь катализатором данной тенденции.

В настоящий момент деэкологизация природоресурсного и природоохранного законодательства усугублена изменениями, которые носят антидемократический характер. Но это отдельная тема для иной статьи.

К сожалению, приходится констатировать, что перечисленные изменения законодательства (а это неполный перечень) направлены на ослабление влияния гражданского общества на внутреннюю политическую, в том числе и экологическую жизнь в России. Общественный контроль теряет свою значимость, что негативно сказывается и на состоянии окружающей среды, позволяет природопользователям бесконтрольно эксплуатировать российские природные ресурсы, принимая решения в обход интересов населения России. В трудные времена учащаются попытки решить экономические проблемы за счёт ценной уникальной природы. Такой подход, как правило, не решает трудностей в экономике, а вот ценные природные объекты могут исчезнуть навсегда.

⇧ Наверх