Климат, Энергия, Ресурсы - Решения для Будущего

Вторник, 12 ноября 2019 г.
Рубрика: Новости
Метки:
Подписаться на комментарии по RSS

В Санкт-Петербурге состоялась конференция "Климат, Энергия, Ресурсы - Решения для Будущего". Было много отличных докладов и сообщений специалистов, ученных и представителей общественных объединений. Звучала и тема накопления радиоактивных отходов в Челябинской области. Ситуация в будущем может еще осложниться. Подробности в статье Андрея Талевлина:

Экологические последствия для России при реализации межправительственных соглашений в области использования атомной энергии

С начала атомной эры масштаб негативных последствий от эксплуатации объектов использования атомной энергии увеличился на несколько порядков. Опасность ядерных технологий, а также невозможность безопасно утилизировать радиоактивные отходы стали для некоторых стран объективными и непреодолимыми факторами дальнейшего развития атомной энергетики. Такие страны (преимущественно европейские, не обладающие ядерным оружием) постепенно отказываются от использования атомной энергии.

Тем не менее, многие страны продолжают развивать или поддерживать на определенном уровне ядерные технологии, возводя новые энергоблоки АЭС. Сегодня это в основном страны азиатского региона. Транснациональные корпорации, такие как Росатом, Westinghouse, Framatome, и др., обеспечивают и продвигают возведение АЭС в различных точках земного шара. В соответствующих сферах взаимодействия заключаются межправительственные соглашения.

Деятельность Росатома на международном уровне в настоящий момент, на наш взгляд, направлена на удовлетворение сугубо корпоративных целей - получение прибыли. Представители этого ведомства не задумываются о последствиях их сегодняшней деятельности, о будущем России, о здоровье граждан и о состоянии природной среды.

Переговоры, которые ведутся Росатомом с зарубежными партнерами, на наш взгляд, не отвечают интересам страны, в этих переговорах не учитываются последствия для России, которые могут наступить в результате подписания некоторых таких соглашений.

Исходя из официальной информации Росатом увеличивает объем услуг как по строительству новых энергоблоков за рубежом, так и услуг по обращению с ОЯТ и РАО. По состоянию на 2018 год государственная корпорация рассчитывает на возведение 36 энергоблоков в разных странах мира (некоторые блоки уже строятся), общей стоимостью свыше 130 млрд долларов[1].

Риски, создаваемые деятельностью, связанной с выполнением межправительственных соглашений в области использования атомной энергии, сводятся к: ввозу отработавшего ядерного топлива (далее ОЯТ) и его переработке, ввозу закрытых источников ионизирующего облучения и других ядерных материалов (например, низкообогащенного гексафторида урана) и радиоактивных веществ, накопления радиоактивных отходов (далее РАО), что ставит под угрозу радиационную безопасность настоящего и будущих поколений.

Что касается обращения с ОЯТ, то практика его переработки приводит к образованию большего количества РАО, обращение с которыми не соответствует основным природоохранным требованиям. Радиоактивные отходы продолжают поступать в окружающую среду: водные объекты, недра, атмосферный воздух. К сожалению, с каждым годом объем накопленного ОЯТ возрастает, в том числе за счет ОЯТ из-за рубежа. Как следствие, возрастает и объем его переработки и объем образующихся РАО. По планам Росатома в ближайшее время планируется увеличить объемы перерабатываемого ОЯТ, в связи с чем строится новый завод (РТ-2) в Красноярском крае.

Росатом уже заключил соглашения по ввозу ОЯТ или рамочные соглашения в этой сфере с такими странами как: Венгрия, Болгария, Чехия, Бангладеш, Иран, Египет, Белоруссия, Турция и др.

В соответствии с российским законодательствам РАО, образовавшиеся после переработки, возможно отправлять в страны образования ОЯТ. Однако до последнего времени соответствующих контрактов не заключалось, и ни один килограмм радиоактивных отходов не покинул территорию Российской Федерации.

Принцип приоритета и прямого действия международного права – является основным лишь для некоторых государств (Австрия, Германия, Россия и т.д.). Таким образом, если это не конституционный принцип какого – либо государства, то в таком государстве национальное законодательство имеет приоритет над международным. Значит нельзя допускать возможности, что ОЯТ в этих странах считается, во-первых, радиоактивными отходами, а во-вторых, ввоз радиоактивных отходов на территорию этих стран запрещен. Можно предположить, что если зарубежное ОЯТ (по российской терминологии) будет завезено в Россию, то отправить его обратно, даже если его будут просто хранить, практически невозможно. Перейдем из области предположений к фактическим обстоятельствам состояния атомного законодательства некоторых стран. Понятия ОЯТ, например, для США, Швеции, Финляндии, Испании не существует, в этих странах такие радиоактивные материалы носят название – радиоактивные отходы.

Если Росатом России говорит о ввозе зарубежного ОЯТ, то в странах экспортерах подобная деятельность называется утилизацией радиоактивных отходов и для этих стран проблема радиоактивных отходов решается просто – вывоз "на хранение" в Россию.

В международном праве термин "отработавшее ядерное топливо" встречается во многих правовых документах. Так, в Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим ядерным топливом и безопасности обращения с радиоактивными отходами (Вена, 1997 год) под ОЯТ понимается ядерное топливо, облученное в активной зоне реактора и окончательно удаленное из нее. В Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года несколько иное определение ОЯТ. В этом документе под ОЯТ понимается материал, содержащий изотопы урана, тория и (или) плутония, которые использовались для обеспечения самоподдерживающейся цепной ядерной реакции.

Анализируя международные и российские источники законодательства, регулирующего отношения по обращению с ОЯТ, можно сделать несколько выводов. Во-первых, понятия отработавшего ядерного топлива в многих нормативных актах нетождественны. С одной стороны ОЯТ относится к категории ядерных материалов и является одним из видов последних. Исходя из других источников ОЯТ является разновидностью радиоактивных отходов.

Во-вторых, в отличие от многих других стран в России допускается переработка ОЯТ в целях извлечения из него различных компонентов (невыгоревший уран, плутоний и иные изотопы различных элементов). Единственное предприятие по переработке ОЯТ находится в Челябинской области – производственное объединение "Маяк". В технологический процесс производственных мощностей этого объединения заложены выбросы радиоактивных веществ и ядерных материалов в атмосферный воздух, их захоронение на специальных полигонах и сбросы в водные объекты.

В-третьих, российское законодательство допускает ввоз на нашу территорию ОЯТ из-за рубежа. Правила обращения с зарубежным ОЯТ, закрепленные в российских правовых актах, позволяют оставлять отходы, образовавшиеся от переработки на территории Российской Федерации либо хранить зарубежное ОЯТ на российской территории длительное время. Такие положения, содержатся исключительно в российском законодательстве, что на наш взгляд, является привлекательным условием для других государств не столько ввезти ОЯТ на переработку в Россию, сколько избавиться от него навсегда. Кроме этого, указанный правовой режим обращения с ОЯТ не сочетается с принципом международного права – равной экологической безопасности для всех государств.

Заключая международные договоры, характеризующиеся большой продолжительностью и непредсказуемыми последствиями, прежде всего, нужно исходить: из принципа всеобщего уважения прав человека, права каждого на жизнь и здоровье, права будущих поколений на достойное существование, принципа равноправия субъектов международного права, а также из интересов России.

Необходимо введение в национальное законодательство об использовании атомной энергии норм, запрещающих ввозить на территорию России зарубежные: отработавшее ядерное топливо, ядерные материалы и радиоактивные вещества в целях хранения и (или) захоронения, а также оставлять радиоактивные отходы, образовавшиеся от переработки указанных материалов и веществ на территории России.

Талевлин А. А., Движение "За Природу", к.ю.н.

Челябинск, Россия


[1]. Публичный годовой отчет Росатома за 2018 год. Стр. 27, 46. URL: https://rosatom.ru/upload/iblock/24a/24a1cc1a92f3609d80fb0a60d7770dfe.pdf (PDF)

⇧ Наверх