Суверенная демократия в действии

Воскресенье, 21 августа 2022 г.
Рубрика: Новости
Подписаться на комментарии по RSS

Структурированная концепция суверенной демократии появилась еще в начале нулевых настоящего столетия. О ней много писали и говорили как ученые, так и политики. Сущность этого вида демократии заключается в “торжестве” суверенитета. Причем последний понимается в самом широком смысле. Это традиционно и государственный суверенитет, и национальный (ментальный), и народный. Утверждалось, что именно суверенная демократия поможет сформировать подлинно гражданское общество и правовое государство.

Одним из условий называлось изменение внутреннего законодательства, апофеозом чего стало изменение Конституции в 2020 году. В этой статье постараюсь перечислить наиболее значимые “суверенные” законодательные новеллы.

Целесообразно, дабы не вдаваясь совсем в исторические вехи, начать с 2012 года. Так, в этом году вступили в силу поправки в Уголовный кодекс. Во-первых, было расширено понятие государственная измена. Уголовное преследование предусматривается не только за выдачу сведений, составляющих гостайну (было до изменений в кодекс), но и за любую помощь иностранному государству, международной или иностранной организации, если их деятельность направлена против безопасности России. По новым правилам обвинение в государственной измене возможно предъявить не только тому, кто прямо работает на иностранные разведки. В число изменников попадает гражданин, сотрудничащий с международными организациями, если их деятельность направлена против безопасности страны. Подсудными становятся консультации, финансовая и материально-техническая, а также любая другая помощь таким организациям.

Даже официальная работа по контракту с зарубежными гражданскими организациями может быть признана преступной, если следствие докажет, что эти структуры действовали против нашего государства. А отвечать перед судом за выдачу государственной тайны будет лицо, которому секретные сведения стали известны не обязательно по работе, но и по учебе или в других случаях.

В свою очередь, шпионажем объявлен сбор иностранным гражданином любых сведений, не обязательно составляющих гостайну, для передачи их с целью использования против безопасности России.

Кроме того, расширяется круг лиц, которых могут привлечь к ответственности за распространение гостайны. Новый закон предусматривает наказание за раскрытие секретных сведений, полученных не только на работе, но и во время учебы и “в иных случаях”.

Также в Уголовный кодекс была введена статья 283.1, предусматривающая наказание в виде штрафа от 200 до 500 тысяч рублей или лишение свободы на срок до четырех, а при отягчающих обстоятельствах - до восьми лет, за незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну.

В этот период ужесточилось законодательство, регулирующее порядок проведения массовых мероприятий. В конце 2012 года были внесены изменения как в федеральный закон “О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетирования”, так и в соответствующие законы субъектов Российской Федерации. В результате таких изменений стало практически невозможно проводить публичные мероприятия с привлечением большого количества участников.

Народные избранники дополнили закон такими условиями, выполнение которых заранее было невозможно. Например, закон Челябинской области до февраля 2013 года обязывал будущих организаторов публичного мероприятия предоставлять справки органов внутренних дел об отсутствии у организаторов судимости. Учитывая сложившуюся практику, такая справка готовится достаточное время, и получить ее можно не во всех городах. А само уведомление о проведении, например, митинга согласно федеральному закону не может подано ранее, чем 15 дней до дня предполагаемого события.

Кроме этого, законодатели ограничили места проведения массовых мероприятий. Их перечень определяют органы местного самоуправления. Как правило, таких мест совсем немного и находятся они подальше от центра.

Еще одним негативным моментом стали изменения в законодательство, регулирующее деятельность общественных объединений. Впервые появилось понятие “организация, выполняющая функции иностранного агента”. Изменились федеральные законы “О некоммерческих организациях” и “Об общественных объединениях”. Исходя из указанных изменений и дополнений объединения, получающие финансовую поддержку от иностранных источников или российских, но имеющих также иностранное финансирование именуются иностранными агентами. Теперь общественное объединение обязано до начала участия в указанной политической деятельности подать в орган, принявший решение о государственной регистрации данного общественного объединения, заявление о включении его реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (ст. 29 ФЗ “Об общественных объединениях”). В связи с этим на объединение накладываются дополнительные и существенные обязанности: дополнительно вести финансовый учет и ежеквартально отчитываться перед государственными органами, во всех своих публикациях делать пометку об “иностранном агенте”, встать на специальный учет в налоговых органах или органах юстиции. Сам по себе термин “иностранный агент” носит оскорбительный характер и не может быть принят российским гражданским сектором. Поэтому многие организации прекратили (прекращают) свою деятельность или ищут другие, полулегальные формы работы.

Далее законодательство об иностранных агентах было еще более ужесточено. Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. № 481-ФЗ были внесены изменения в пять федеральных законов.

Прежде всего это закон “О средствах массовой информации”. Действующая редакция закона предусматривающие запрет распространения любым СМИ информации об организациях или физических лиц, включенными во все реестры “иностранных агентов” без специальной пометки, что эти организации или физические лица являются иностранными агентами. Теперь за отсутствие такой пометки любое СМИ может подвергнуться административному преследованию.

Изменения также коснулись Федерального закона “Об общественных объединениях”. В законе (ст. 29.1) прописали порядок включения и исключения из реестра иностранных агентов незарегистрированных общественных объединений. Позже (01.06.2021) Минюст России своим приказом № 92 утвердил порядок ведения такого реестра.

Были внесены изменения в закон “О государственной тайне”. Среди оснований отказа должностному лиц или гражданину в допуске к государственной тайне теперь является нахождение такого должностного лица или гражданина в реестре иностранных агентов.

Снова изменился центральный закон “О некоммерческих организациях”. Было изменено само понятие “некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного агента”, оно стало еще более неконкретным. Кроме этого, законодатель требует ставить ярлык иностранного агента не только на все распространяемые материалы в СМИ или системе интернет, но и в официальных запросах, обращениях в органы государственной власти и местного самоуправления.

Также был дополнен Федеральный закон от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ “О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации”. Это самое спорное изменение, касающиеся большинство российских граждан. Теперь (ст. 2.1) можно дополнительно признавать физических лиц иностранными агентами в случаях если гражданин ведет политическую деятельность в интересах иностранного государства, его государственных органов, международной или иностранной организации, иностранных граждан или лиц без гражданства. По сути, иностранным агентом может быть признан любой гражданин России с активной позицией, а также собирающий информацию в области военной и военно-технической деятельности. Закон также обязал Минюст России вести единый реестр иностранных агентов (вместо четырех), а также реестр физических лиц, аффилированных с иностранными агентами.

А в июле 2022 Уголовный кодекс России пополнился статьей 275.1, предусматривающей уголовную ответственность за сотрудничество на конфиденциальной основе с представителем иностранного государства, международной либо иностранной организации в целях оказания им содействия в деятельности, заведомо направленной против безопасности Российской Федерации (если эти деяния не попадают под состав государственной измены). Учитывая, что сегодня официально существует перечень недружественных стран (всего в списке 53 государства), а также своеобразное правоприменение потенциально под угрозой уголовной ответственности могут оказаться многие.

Усиливается тенденция поражения в правах граждан России, признанных иностранными агентами. К сожалению, этому вопросу уделяется мало внимания. Однако с юридической точки зрения это значимо, т.к. по сути речь идет о возможности реализации главных конституционных принципов: равенства перед законом и судом (ст. 19 Конституции России) и неотчуждаемости основных прав и свобод человека (ст. 17). Уже существующие запреты занимать государственные и муниципальные должности, ограничения при реализации избирательных прав пополнились существенным списком ограничений. Если говорить о физических лицах “иностранных агентах”, то им запрещена педагогическая работа с несовершеннолетними (преподавание в школах, воспитание в детсадах и др.); выпуск просветительской продукции; любая творческая деятельность за счет бюджетов; проведение экологической и антикоррупционной экспертиз; организация публичных мероприятий и др. (около 20 ограничений).

Ну а в связи с военными действиями в Украине появились нормы административной и уголовной ответственности за дискредитацию Вооруженных Сил Российской Федерации, а также государственных органов, исполняющих свои полномочия, за рубежом. Однако это тема отдельного материала.

К сожалению, приходится констатировать, что перечисленные изменения законодательства (а это неполный перечень) никак не развивают демократию в стране. В первую очередь они направлены: на ослабление влияния гражданского общества на внутреннюю политическую жизнь в России, невозможность реализации некоторых прав и свобод и преследование политических оппонентов.

⇧ Наверх